Ещё

НЗХК зарядит батарейки 

Фото: Коммерсантъ в Новосибирске

В Новосибирске может быть создано второе производство литий-ионных аккумуляторов

Новосибирский завод химконцентратов (входит в структуру «Росатома») планирует производить литий-ионные аккумуляторы (ЛИА). Новое производство может быть запущено в течение пяти лет. Между тем в Новосибирске уже действует завод по производству ЛИА — «Лиотех», принадлежащий «Роснано». Госкорпорации не координировали между собой свои стратегии. Эксперты считают, что на растущем российском рынке литий-ионных аккумуляторов и аккумуляторных батарей говорить о конкуренции пока не приходится.

Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК, входит в структуру топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом») одним из перспективных для себя направлений определил развитие производства лития и выпуск продукции высоких переделов на его основе — литий-ионных аккумуляторов. Проект будет реализован в рамках программы ГК «Росатом» по развитию производств накопителей энергии. «Будет ли в Новосибирске создано производство комплектующих, окончательной сборки батарей, опытное производство — пока нет решения. Но мы бы хотели максимально локализовать в регионе эти производственные цепочки», — рассказал „Ъ“ заместитель гендиректора — директор по коммерции НЗХК Владимир Дудкин. В «Росатоме» оперативно получить комментарии не удалось.

Планируемые инвестиции для запуска такого производства и его производственные мощности господин Дудкин не назвал, однако отметил, что речь идет о создании производства «с нуля», оно займет площади НЗХК, высвобождающиеся в рамках концентрации ядерного производства завода. Предполагается, что мощности производства литий-ионных аккумуляторов будут в десять раз меньше тех, которые планировались на новосибирском заводе «Лиотех» (входит в структуру «Роснано»). По оценкам господина Дудкина, перспектива реализации такого проекта — ближайшие пять лет. «Сейчас драйвером на российском рынке накопителей энергии является производство аккумуляторов для городского транспорта. Господдержка этой сферы повысила интерес регионов к общественному электротранспорту. Еще одно направление — системы оперативного постоянного тока, бесперебойные системы электропитания на крупных предприятиях, которые реализуются сейчас с использованием литий-ионных аккумуляторов», — уточнил он.

Владимир Дудкин отметил, что говорить о возможной конкуренции с новосибирским заводом «Лиотех» вряд ли приходится: «Дальнейшая судьба этого завода нам неизвестна. Если форм-факторы батарей у нас и у них будут разные, то прямой конкуренции между нами не будет. Пока производство на „Лиотехе“ реализуется по минимальному сценарию, а у нас еще не пущено».

Напомним, что завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» (портфельный проект «Роснано») мощностью более 1ГВт•ч, или около 1 млн аккумуляторов, в год был запущен под Новосибирском в 2011 году. Летом 2014 года предприятие приостановило производство из-за низкого спроса на аккумуляторы, а еще спустя два года на заводе ввели конкурсное производство. Сейчас, как уточнили «Ъ» в пресс-службе «Роснано», часть производственного комплекса новосибирского завода находится в аренде у дочерней компании должника — ООО «Лиотех-инновации». Как ранее говорили в «Роснано», обороты завода в 2015 году составляли 60 млн руб., в 2016 году — 120 млн руб., около 2,5% от текущего объема импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в РФ.

В «Роснано» сообщили, что сейчас у госкорпорации нет совместных проектов с «Росатомом» по производству ЛИА. «О планах „Росатома“ координировать свою стратегию с „Роснано“ нам ничего неизвестно», — говорится в ответе пресс-службы госкорпорации на запрос «Ъ».

Пока «Лиотех» остается единственным коммерчески ориентированным производителем литий-ионных аккумуляторов для рынков электротранспорта и энергетики, отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. Остальные — ОАО «Аккумуляторная компания „Ригель“» в Санкт-Петербурге, АО «Верхнеуфалейский завод „Уралэлемент“», ПАО «Сатурн» в Краснодаре, АО «НПК „Альтернативные технологии“» (Электроугли), ОАО «Энергия» (Елец) — производят небольшие партии ЛИА, в основном для нужд гособоронзаказа, говорит он. «Российский рынок литий-ионных аккумуляторов практически не занят отечественными производителями. И „Лиотеху“, и НЗХК хватит места на растущем рынке. Расположение рядом двух заводов дает возможности для производственной и логистической синергии, оптимизации процесса поставок сырья, утилизации производственных отходов и т.п.», — считает эксперт.

По данным «Финама», в 2010 году объем мирового рынка литий-ионных аккумуляторов составлял $9,1 млрд, в 2016 году он достиг объема $26 млрд Российский рынок литий-ионных аккумуляторов занимает около 0,3% от мирового рынка.

Оксана Павлова

 Ещё 1 источник 
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео