Пермь осталась без «Науки»
В городе разрушено уникальное советское панно Жители Перми возмущены уничтожением масштабного эмалевого панно «Наука», расположенного в центре города на здании советского НИИ. Произведение искусства, созданное местными художниками в 1982 году, было снесено во время ремонта фасада. После того, как ситуацию начали обсуждать в соцсетях, все работы на объекте были приостановлены. Мэрия Перми обещает, что уже в среду проведет экстренное совещание, где обсудит возможность отреставрировать панно. Во вторник рабочие начали демонтаж масштабного эмалевого панно «Наука», расположенное на здании НИИ управляющих машин и систем (ул. Ленина, 66). За полдня со здания успели снять треть композиции, которая в советское время была одним из символов города. Судя по фотографиям в соцсетях, рабочие демонтировали пластины без каких-либо мер предосторожности. В ходе работ куски панно были повреждены, часть эмали была сколота. Снятые участки композиции были брошены в грязь и никем не охранялись. «Это был шедевр советского монументального искусства. Уникальное произведение, которое сделано на основе эмалированных панелей на Лысьвенском заводе. Такой технологии я больше нигде не встречала,— прокомментировала ситуацию арт-директор музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева.— Ее уничтожение — просто катастрофа для города». Кандидат искусствоведения, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета Анна Суворова рассказала “Ъ”, что панно было создано в 1982 году пермскими художниками Степаном и Еленой Калюпановыми. «Создавая объекты монументального искусства, советская власть эпохи застоя конструировала образ идеального мира, в котором прекрасно живет советский человек,— пояснила искусствовед.— Обычно такие произведения создавались на тему Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и руководящей роли КПСС. Но в период оттепели в стране появляются новые темы — в том числе достижения науки и космос». Большинство таких произведений в СССР было выполнено в технике мозаики и графито, однако пермское панно — редкое исключение. «Елена была скульптором, Степан занимался декоративно-прикладным искусством. И эта работа выполнена в технике горячей эмали, как некое пересечение их художественных интересов»,— рассказала госпожа Суворова. «Наука» не была внесена в список объектов культурного наследия, но при этом считалась одним из ярких символов Перми. Фотографии разрушенного панно опубликовал в Facebook Эдуард Овчинников, пермский коллекционер искусства. На запись отреагировал депутат Госдумы Игорь Сапко, который в 2010–2016 годах был мэром Перми. Он заявил, что попросил действующего градоначальника Дмитрия Самойлова объяснить ситуацию с панно. «Похоже, данная инициатива ни с кем не согласована. На место выехали представители администрации. Обещали приостановить работы до выяснения всех обстоятельств»,— сообщил господин Сапко по итогам разговора с мэром Самойловым. Как пояснили “Ъ-Прикамье” в администрации Перми, работы на здании НИИУМС действительно приостановлены. «По предварительной информации, демонтаж панно производится собственником для ремонта здания. Само панно не является объектом культурного наследия, но представляет историческую ценность»,— отметили в пресс-службе мэрии. Завтра, 22 ноября, мэрия проведет межведомственное совещание, где будут обсуждаться варианты решения вопроса с панно «Наука». После того, как власти обратили внимание на ситуацию, собственники здания заявили, что речь идет не о демонтаже, а о «ремонте осыпающейся части панно». Акционером НИИУМС является столичное ООО «Кабель технологии инновации», которое в равных долях принадлежит президенту Единой лиги ВТБ Сергею Кущенко, депутату Пермской думы Владимиру Плотникову, бизнесменам Владимиру Шурыгину и Рифкату Ибрагимову. «К сожалению, собственники здания не ценят то, что им досталось»,— рассказал “Ъ-Прикамье” пермский градозащитник Денис Галицкий. Он напомнил, что ранее собственники здания НИИУМС снесли уникальную тройную колонну. «Вообще здания НИИ 70–80-х годов — одни из наиболее интересных в советской архитектуре. Важно, чтобы собственники понимали: да, есть объекты, которые не охраняются государством, но при этом делают здание и весь город привлекательнее»,— говорит градозащитник. По словам депутата Пермской думы Надежды Агишевой, «сейчас все зависит только от доброй воли владельца и его планов по использованию стены, на которой размещена эта работа». «Но сама эта история урок — владелец вправе поступать, как он считает нужным, ведь объект не является предметом охраны. Видимо, необходимо провести ревизию таких объектов и попытаться в интересах сохранения культурного наследия внести их в реестр»,— рассуждает госпожа Агишева. «Если собственник будет настаивать на демонтаже или откажется восстанавливать панно, можно попросить его снять панно так, чтобы его можно было восстановить на другой поверхности»,— предлагает депутат. «Художники, которые работают с горячей эмалью, говорят, что восстановление панно возможно,— сказала “Ъ” Анна Суворова.— Но вопрос в том, насколько сильно повреждена эмаль при демонтаже. На фотографиях видны в том числе и сколы». «Только что был на месте. Фрагменты панно лежат вперемешку с обломками без присмотра»,— написал поздно вечером один из комментаторов в Facebook Эдуарда Овчинникова. Перенос или демонтаж советских объектов уже не в первый раз вызывает в Перми общественные дискуссии. «Можно вспомнить, как в 2011 году собственник здания скрыл графито Рудольфа Пономарева, знаковое произведение для отечественной монументальной живописи. Его просто заложили облицовочной плиткой»,— говорит госпожа Суворова. Впрочем, есть примеры, когда произведение искусства удавалось спасти. Так, в 2013 году собственники отеля «Прикамье» демонтировали стелу «Орден Ленина». Против этого выступили краевые коммунисты, и в 2014 году стела была установлена заново напротив Органного зала краевой филармонии. Александр Черных; Константин Кадочников, Пермь