Войти в почту

Капитуляция старика Хоттабыча

По словам президента Российского книжного союза Сергея Степашина, в Москве и Санкт-Петербурге книги читает около 70 процентов населения, а на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе – не более 10-15. Наверное, вкралась ошибка. Во-первых, цифры явно завышенные. А во-вторых, судя по рекордным показателям ЕГЭ, именно в южном регионе живут самые образованные люди. Разве могут образованные люди мало читать? Выяснить реальную статистику по части чтения невозможно. Миф о том, что СССР – самая читающая страна в мире, поддерживался астрономическими тиражами политических изданий и русских классиков, а значительная часть литературного достояния находилась в жутком дефиците. Помню, во время первой в жизни зарубежной командировки в ГДР в книжном магазине от изобилия я чуть не упал в обморок. Теперь картина другая – роскошь, как в колбасном отделе. Другое дело, качество литературного продукта снизилось. Блестящий переводчик Виктор Голышев, который подарил русскому читателю Фолкнера, Уоррена, Оруэлла, Капоте, признается, что ему трудно найти книгу, которую хотелось бы перевести. Вряд ли кто будет спорить, что уровень русской литературы по сравнению с ее золотым веком, который захватил советское время, опустился. Последним титаном был Евгений Евтушенко, славы которого еще в молодые годы и близко не вкусил ни один из современных литераторов. Художественную литературу вытесняет историческая, мемуарная, научно-популярная литература. Престиж писателя не идет ни в какое сравнение со всеобщим почитанием этой профессии в советское время. Корочка члена Союза писателей, которая прежде открывала любые двери, сегодня годится в макулатуру. Падение интереса к литературе - объективная тенденция, связана со стремительным бегом времени в постиндустриальную эпоху. Цена информации лавинообразно возрастает, ее объем удваивается каждые 10 лет. Передача информации уходит из текстовой области в визуальную. Это касается и художественных образов, где властвуют кинематограф и телевидение. Развитие социальных сетей, где писателем может почувствовать себя любой, снижает интерес к литературе. На длинные пассажи времени не хватает. Текст становится емким, кратким, меняется стилистика. Самый популярный у молодежи жанр – рэп, который в форме баттлов возродил забытые поэтические ристалища. В этой ситуации даже у самых удачливых литераторов возникает соблазн подыскать удобное объяснение смещению акцентов. В системе ценностей современного человека все большее место занимают достижения технической культуры, которые через социальную среду формируют эмоциональное общение. Сегодня айфон для влюбленного романтика неизмеримо важнее, чем, скажем, паровая машина для Печорина. Но это не означает, что юноша, уткнувшийся в Инстаграм, превращается в быдло. Михаил Веллер неоднократно на разных форумах провозглашал идею деградации культуры. Брюзжание уходящей эпохи. Культура не деградирует. Культура меняется, и мы часто не успеваем отследить эти изменения, видим хвост уходящей ракеты. Старик Хоттабыч, очутившись в техническом рае, не брюзжал по-стариковски, а попытался освоить новые достижения. Впрочем, еще 50 лет – и в XXI веке любознательный джинн был бы вынужден капитулировать перед неподъемным массивом информации. Или пришлось бы Хоттабычу стать рэпером.

Капитуляция старика Хоттабыча
© Вечерняя Москва