Войти в почту

Повысился ли уровень конкуренции в госзакупках в России в 2017 году?

Рабочая группа Экспертного совета по совершенствованию закупок по результатам рассмотрения проекта Доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год, разработанного Федеральной антимонопольной службой, наметила целый ряд проблем. Одной из основных причин низкой эффективности закупочной деятельности в России, оказывающей прямое отрицательное влияние на конкуренцию, является недостаточное развитие квалифицированных кадров в системе закупок. Данная проблема носит системный характер. Утверждённые приказами Минтруда России профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» по сути скопировали Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631), но должны применяться для любых госкомпаний и частных организаций, что оказывается неприемлемым для практического применения. Сравнение компетенций, требуемых стандартами, с лучшими практиками закупок показывает их полное несоответствие, — комментирует Сергей Фахретдинов, руководитель рабочей группы. — В сфере государственного и муниципального заказа для ряда категорий сотрудников требования стандартов заведомо невыполнимы. Управление и координация по профессиональным квалификациям в сфере закупок переданы представителям сферы оценочной деятельности в нарушение требований самих профстандартов и без учёта позиции закупочного сообщества». Эксперты считают, что для решения указанной проблемы необходимы серьёзные меры организационного и нормативного характера, включая переработку профессиональных стандартов, создание независимого отраслевого совета по профессиональным квалификациям в сфере закупок, реализацию комплекса мер для качественного внедрения профессиональных стандартов. На сегодняшний день данный инструмент привлечения субъектов МСП в качестве поставщиков компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий работает крайне неэффективно. Связано это также с тем, что программы партнёрства не содержат реальных вспомогательных мер для участия малых и средних компаний в закупках заказчиков. Развитие данного инструмента невозможно без нормативного установления для субъектов МСП особого статуса «участник программы партнёрства» и облегчения их участия в закупочных процедурах. Кроме того, существует необходимость принятия мер, направленных на доращивание существующих и создание новых производственных предприятий — субъектов МСП и их встраивание в цепочки поставщиков компаний с государственным участием. Одним из направлений этой деятельности может стать стимулирование крупнейших заказчиков к созданию на собственной производственной инфраструктуре индустриальных парков и промышленных кластеров для размещения в них субъектов МСП с целью производства продукции для нужд заказчика, — поясняет Фахретдинов. — Для развития указанного направления поддержки МСП ФАС России и Минэкономразвития России необходимо проработать вопрос возможности заключения заказчиком контракта с субъектом МСП не на поставку конкретной партии товара, а на создание производства конкретного изделия на территории соответствующего индустриального парка или промышленного кластера с последующей поставкой данного изделия заказчику на долгосрочной перспективе (в течение 3-5 лет) при его соответствии установленным требованиям заказчика на протяжении всего периода поставки». Внедрение инновационных материалов и разработок является одной из ключевых составляющих повышения конкуренции в экономике. Основной спрос на инновационные материалы и разработки должен быть сосредоточен в государственном секторе — в гособоронзаказе и закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. При этом на сегодняшний день существует ряд административных барьеров для более активного внедрения инноваций. Для их преодоления и стимулирования заказчиков к внедрению инновационных решений необходимо внесение изменений в Федеральный закон №223-ФЗ. Соответствующие предложения разработаны экспертным сообществом с участием институтов развития и направлены на установление методики отнесения продукции к инновационной, стимулирование закупки и внедрения инноваций. Также с учётом предложенных изменений в Федеральный закон №223-ФЗ разработан проект методических рекомендаций по применению оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции при закупке товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, представленных замечаний и предложений. 2017 год близится к своему завершению. Меры, предложенные рабочей группой по закупкам, частично реализованы. Однако ситуация с развитием конкуренции в закупочных процедурах изменилась не сильно. По данным доклада Минфина России о результатах мониторинга за первое полугодие 2017 года применения Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», общий объём процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по сравнению с I полугодием 2016 года сохранился на уровне 9,3 трлн руб. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 25% всех закупок. Более 94% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Закупки у единственного поставщика составляют 31,6%, закупки с применением «иных способов» — 62,7% от общего объёма закупок. Только 5,8% закупок осуществляется путём проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством. Количество закупок, проводимых заказчиками «иными способами», продолжает увеличиваться — в I полугодии 2017 года на 308 способов. Всего заказчиками применяется уже более 4780 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

Повысился ли уровень конкуренции в госзакупках в России в 2017 году?
© Open.gov.ru