Технический прогресс вышел из-под контроля человечества
Нассим Талеб, известный американский экономист, мыслитель и автор бестселлера «Черный лебедь», назвал в интервью агентству РБК две главные угрозы для человечества — это эпидемии и неолуддизм. И если с эпидемиями все более-менее понятно, то второе понятие требуется объяснить. До чего дошел прогресс «Прогресс не приносит людям того, что им хотелось бы, и очень многие превращаются в ультраконсерваторов, начинают бороться с наукой и социальными реформами. Этот тренд хорошо заметен по исламскому миру», — пояснил Талеб. Всемирную известность Талебу принесла книга «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», вышедшая в 2007 году. Согласно его фаталистической теории, почти все события, которые имеют значительные последствия для жизни людей, являются совершенно непредсказуемыми. Американский экономист далеко не первый (и не последний), кто высказывает подобные предположения. До него с «антипрогрессорскими» прогнозами выступали еще в 1970-х годах Римский Клуб и братья Стругацкие. Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, еще больших масштабов. Отсюда, между прочим, следует одна интересная штука. В конце концов перед обществом встанут проблемы такой сложности, что разрешить их будет уже не в силах человеческих. И тогда так называемый прогресс остановится. -- А. и Б. Стругацкие, «Град обреченный», 1975 Но прогресс, как мы видим, и в ус не дует на такие предупреждения. Он живет своей собственной жизнью, не обращая внимания на страхи человечества перед ним. Неолуддизм — хоть имя дико… Последствия «прогресса» в той форме, в какой он происходит сейчас, в самом деле будут драматическими, соглашается президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров. «Например, к 2025 году в США до 35% трудоспособного населения могут остаться без работы, есть такие прогнозы. Если искусственно не тормозить развитие современных технологий, то еще при нашей жизни мы застанем экономику, в которой роботы будут производить товары, оказывать услуги и обслуживать других роботов. Один только запуск самоуправляемых автомобилей выбросит с рынка труда сотни миллионов людей, работающих водителями», — нарисовал он апокалиптическую картинку для «Ридуса», очень совпадающую с прогнозами Талеба. Луддииты — по имени их лидера Неда Ладда — участники стихийных протестов начала XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. Луддиты считали, что машины вытесняли из производства людей, что приводило к безработице. Получается, что человечество стоит перед выбором без выбора: либо сознательно ставить палки в колеса научно-техническому прогрессу, что невозможно хотя бы потому, что ни одна страна не пожелает добровольно опуститься в каменный век; либо смириться с тем, что все большее число людей будет оставаться без работы — безо всякой надежды ее найти, подчеркивает Захаров. Если не предпринять какие-то адекватные меры, развитые страны стоят перед перспективой нового луддистского движения, которое, учитывая современные средства уничтожения, может в запале отбросить западный мир в средневековье. Вкалывают роботы — счастлив человек В чем Талеб абсолютно прав — это в том, что если «прогресс» не контролировать, он в самом деле приведет к беспрецедентной поляризации общества и к неминуемому социальном взрыву, рассуждает доцент департамента социологии ВШЭ Денис Стребков. «Развитие технологий нельзя пускать на самотек в ожидании, куда кривая выведет. Потому что выведет она в ситуацию, при которой работа будет у образованного и технически продвинутого меньшинства, а большинство будет все более массово переходить в разряд „донных жителей“, не имеющих средств к существованию», — сказал он «Ридусу». В социологии появился даже такой термин — „беструдовое общество“, который массовую безработицу предполагает не как социальную проблему, а как естественное состояние. Идея состоит в том, чтобы человек перестал видеть в безработице угрозу, а воспринимал ее как нечто, что его не унижает — и, соответственно, не вызывает у него протеста. Вопрос в том, из каких источников компенсировать таким людям их вынужденное безделье, говорит социолог. «Строго говоря, уж и сейчас сверхприбылей корпораций более чем достаточно, чтобы из них платить безработным гражданам пособие, достаточное для того, чтобы удовлетворять базовые потребности. Такая перспектива всерьез обсуждается правительствами некоторых стран (Нидерланды, Финляндия, Канада), где рассматривают возможность введения социальной политики, известной еще в Древнем Риме как „хлеба и зрелищ“. То есть экономические предпосылки для этого есть — нужна политическая воля», — подчеркивает Стребков. То есть гражданам этих стран будут платить какие-то деньги просто за то, что они там родились, не требуя от них невозможного: найти работу в экономике, оккупированной роботами. Чем, правда, такие общества будут отличаться от описанного в романе Носова «Незнайка на Луне» Острова Дураков, понятно не очень. Альтернативой новому луддизму может стать социальная политика, когда ценность и самоидентификация человека перестанет определяться его профессией и уровнем дохода, считает социолог. «Правительства должны принять парадигму, в которой экономическая эффективность перестанет выступать критерием успешности человека. Прогресс и развитие технологий должны увеличивать уровень человеческого счастья, а не делать человека „топливом“ для прогресса», — заключает он.