Челябинскую область перекроят. Регион будет состоять из семи агломераций
Семь точек притяжения Общероссийский форум стратегического развития «Города России: 2030» в Екатеринбурге сегодня открыл президент Союза российских городов, председатель челябинской городской Думы Станислав Мошаров. Южноуральские спикеры в этот день оказались в числе главных ньюзмейкеров: так, глава регионального миноэкономразвития Сергей Смольников заявил, что к 2035 году в регионе будут сформированы 7 точек притяжения: Челябинская, Магнитогорская агломерации, также на юге это Троицк, далее – «Горный Урал» вокруг Златоуста и Миасс, на западе это будет объединение вокруг Сатки и ее градообразующего предприятия «Магнезит», на севере, в сторону Екатеринбурга, главной точкой притяжения станет Кыштым как центр компетенций и коммуникаций, атомные закрытые города также будут объединяться особым, но тоже естественным путем. «Как все будет выглядеть административно – в существующей нормативной базе это достаточно сложно, потому что сегодня даже на федеральном уровне нет такого понятия, как агломерация. Мы сегодня стратегию агломерации разрабатываем, а утвердить ее депутаты не смогут, потому что термин такой в законодательстве пока отсутствует. То есть имеется определенный пробел, мы ожидаем, что он в ближайшее время будет восполнен. В любом случае, это наше предложение, которое войдет в стратегию развития региона до 2035 года, – прокомментировал «ФедералПресс» свое выступление Сергей Смольников. – Сегодня все понимают, что агломерация – это данность, это тренд, который будет утверждаться». Кстати, как ранее сообщала пресс-служба правительства Челябинской области, полицентрическая агломерация «Горный Урал», объединяющая семь моногородов Челябинской области с численностью проживающих в 500 тысяч человек, уже выбрана министерством экономического развития Российской Федерации для реализации на пилотной основе. В самой столице Южного Урала также давно идет работа по созданию агломерации, в которую должны войти 7 муниципалитетов – это сам Челябинск, Копейск, Коркинский, Красноармейский, Еманжелинский, Сосновский и Еткульский районы. В итоге общая численность объединения составит порядка двух миллионов человек. Такое укрупнение даст возможность принимать общие инфраструктурные решения, станет проще привлекать большие суммы из федерального бюджета на те или иные проекты (к примеру, на дороги), а также успешно подавать заявки на проведение масштабных международных мероприятий. По прогнозам главы южноуральского минэкономразвития, к 2035 году численность трудоспособного населения региона сократится на треть. Объединение и усиление муниципалитетов позволит удержать квалифицированные кадры в районах и новых агломерациях, которые должны стать самодостаточными, и тем самым сократить отток рабочей силы в более крупные города. «Выигрывать будет только та территория, которая выиграет конкуренцию за таланты, за человеческий капитал, а не за инвестиции, промплощадки или производство, которое откроется, потому что если на территориях будут оставаться таланты, они привлекут инвестиции, разовьют социальную среду и так далее», – резюмировал челябинский министр. По мнению Сергея Смольникова, агломерации будут притягивать людей достойными условиями проживания, где будут «не муравейники как в мегаполисе, а малоэтажные комфортные дома», качественное здравоохранение и образование, благоприятная экологическая обстановка и возможность отдыхать. Агломерции – не единственный вариант укрупнения По словам начальника управления по внутренней политике правительства Челябинской области Виталия Шикова, процесс укрупнения муниципалитетов в регионе действительно будет продолжаться. И речь идет не только о создании агломераций, но и иных изменениях системы местного самоуправления. Так, в последнее время наблюдается тренд отказа от дробления муниципальных органов власти, а именно объединение районных и городских администраций. И что важно, говорит Шиков, решения о ликвидации той или иной мэрии должны исходить от населения. «Сверху, из правительства области или от федеральных органов власти, установки на массовый переход к такой форме муниципального управления нет. Этот процесс происходит в рамках федерального законодательства», – отметил Шиков. Практика ликвидации администрации города и передача ее функций районному руководителю применена в Ашинском и Саткинском районах. Мэрия Сатки, напомним, перестала существовать в январе 2016 года. Тогда мэру города Ивану Игнатову пришлось уйти в отставку, а управлять городом и районом единолично стал глава района Александр Глазков. В качестве причин тогда называлась необходимость создания более понятной, удобной для жителей структуры муниципальной власти, по принципу «одного окна». «В разное время подобный опыт уже был опробован на отдельных организациях, например, при создании в территориях, в том числе и в Саткинском районе, многофункциональных центров. И с администрацией то же самое: человек должен прийти и решить свой вопрос с прохождением минимального количества кабинетов, знать, к кому обратиться напрямую за подписью, печатью, с обращением, – прокомментировал свое отношение к переменам глава Саткинского района Александр Глазков. – Объединение администраций – это прекращение дублирующихся полномочий на уровне города и передача их в район. Например, одним из первых слияние произошло в сфере культуры. Если раньше у нас было два управления культуры, одно из которых объединяло только учреждения города Сатки, а другое – другие учреждения культуры района, то сейчас они все перешли под «одно крыло». Это удобнее, в том числе, для бюджетного планирования». Кроме того, Глазков подчеркнул, что больше не нужно принимать одно и то же решение дважды – сначала в городе, затем в районе. «При этом необходимые для качественной работы полномочия, инструменты у Саткинского городского поселения, как и у других поселений, входящих в состав Саткинского района, остались», – отметил руководитель района. Кстати, единая администрация города и района в Сатке уже существовала, до 2005 года, потом разделилась, и теперь вновь перешла на сокращенный вариант. К стати, с началом 2016-го за городским Советом депутатов остались закреплены функции и полномочия местного законодательного органа, в том числе в части формирования и реализации бюджетной политики. Таким образом, ключевые для муниципалитета подразделения продолжат свою работу фактически в прежнем режиме. «Экономия на чиновниках – не главное» В числе преимуществ проведения муниципальной реформы, направленной на укрупнение муниципальных образований, власти называют экономию бюджета за счет сокращения чиновничьего аппарата и упрощение управления. «Отмечу, что мы этот вопрос решаем очень точечно, никакой «компанейщины» не будет. Главное для нас – чтобы не ухудшался уровень жизни населения, доступ ко всем услугам. Если закон позволяет, что депутаты могут принимать решения, то они должны делать это только в связке с избирателями, учитывая мнение и пожелания людей, – прокомментировал ситуацию Виталий Шиков. – Процедура, если говорить по-простому, такая: люди выступают с инициативой объединения администраций города и района, ее реализуют представительные органы муниципального образования, затем принимаются нормативные акты по вопросам передачи полномочий, имущества району. Далее решается вопрос с работниками администрации города: одни уходят на пенсию, другие получают новые должности, кого-то сокращают. Словом, экономия – это хорошо, но самое главное – чтобы не пострадало дело и люди, поэтому такая процедура занимает около года». Первые претенденты на подобные преобразования – так называемые «города-матрешки», где в районе центром является городское поселение. Виталий Шиков подтвердил «ФедералПресс», что до конца года новые, расширенные, полномочия получит администрация Пластовского района. Далее на очереди – Еманжелинский и Каслинский муниципалитеты. «В Каслях всегда было так: как только приходит новый руководитель города или района, тем объединения поднимается, но потом она почему-то затухает. Этот вопрос уже надо решать», – подметил Виталий Шиков. Также объединяться, скорее всего, будут закрытые города. Как отметил глава регионального минэкономразвития Сергей Смольников, этот процесс уже идет, и закон позволяет включать в состав ТОСЭР территории шире, чем просто отдельные муниципалитеты. Как ранее сообщал «ФедералПресс», до конца 2017 года в Челябинской области будет согласована Стратегия развития до 2035 года, которую в начале следующего года региональные власти представят на утверждение федеральному министерству экономического развития, покажут общественности и передадут местному законодательному собранию для окончательного принятия.