Войти в почту

Зачем российскому бизнесу специалисты по интеллектуальным услугам

Сегодня деление услуг на "традиционные" и "интеллектуальные" до сих пор остается достаточно условным, и нет единого понимания границ сектора интеллектуальных услуг. Российские эксперты только начинают формировать понятийный аппарат, костяк новой отрасли экономики. Однако в других странах мира это понятие возникло даже не вчера. - Мы живем в эпоху сервисной экономики, последние десять лет уже два-три ВВП приходится на производство нематериальных ценностей, - говорит Марина Дорошенко, профессор кафедры прикладной институциональной экономики МГУ. Управлять знаниями внутри компании, способствовать их производству - это значит управлять инновационной деятельностью компании. Сам процесс управления хорошо отражает модель DIKW (от английского data-information-knowledge-wisdom: данные - информация - знания - мудрость). "Информация добавляет контекст. Знание - механизм использования. Мудрость добавляет условия использования" - так поясняют эту схему эксперты. По словам Дорошенко, интеллектуальную услугу отличает ее клиентоориентированность, она создается под конкретного клиента, причем сам заказчик является ее сопроизводителем, то есть активно участвует в ее производстве, так как лучше других знает свои потребности. Еще одна особенность - для производства услуги у специалистов должна быть высокая квалификация, и именно навыки, а не просто наличие диплома об высшем образовании. Сегодня сектор интеллектуальных услуг называют "четвертичным" сектором экономики. "Первичный" - это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, "вторичный" - обрабатывающая промышленность, "третичный" - все услуги от транспорта и связи до образования и государственного управления. В ближайшем будущем любая сервисная экономика (экономика сферы услуг) будет являться такой же отсталой, как сегодня аграрная или индустриальная. Поэтому именно "знаниеемкие" сектора K2B являются сегодня основными источниками роста и опережают темпы роста первичного и вторичного секторов. Что же сегодня относят к интеллектуальным услугам? Это прежде всего любой консалтинг и внешний менеджмент, маркетинговые, рекламные, дизайнерские, юридические услуги. Их создают специалисты, которые особенно ориентированы в своей деятельности на производство добавочной стоимости продукта. - Однако уже сейчас в отрасли K2B намечены новые тренды - прежде всего это переход от классического консалтинга, от "советования", к производству знаний, а также ориентация на удобство технологий, в том числе на их мобильность, - говорит Павел Савченко, идеолог проекта "Интеллектуальный поток". Кроме того, говорит Константин Бочарский, генеральный директор Pressfeed, отрасль отличает определенная синергия - когда технология, примененная в одном секторе экономики, тут же адаптируется в другом. Природу этого эффекта объясняет другой эксперт, Олег Лавров, председатель правления ассоциации "КМ-Альянс", агентства инновационного развития. - У каждого из нас за спиной несколько профессий, и именно взаимодействие опытов, полученных в различных сферах, дает необходимый результат, новые знания рождают новые языки коммуникации, - считает эксперт. Насколько же важно формирование новой отрасли для экономики? - Сегодня идет процесс обрастания услугами любой отрасли, потому что в современном производстве добавленная стоимость изделия значительно меньше добавленной стоимости услуг, - говорит Дорошенко. В целом, считают эксперты, граница между товарами и услугами активно стирается. Есть просто отрасли с меньшим и наибольшим числом услуг. Еще в восьмидесятые годы ВВП услуг произошел ВВП материального производства. Сегодня они различаются в разы. Справка "РГ" В настоящее время ежегодная стоимость продукции, производимой в мире по лицензионным соглашениям, равняется в среднем 330-350 миллиардам долларов, а годовой объем международной лицензионной торговли превышает 15 миллиардов. Это только частичный результат деятельности сектора K2B.

Зачем российскому бизнесу специалисты по интеллектуальным услугам
© Российская Газета