13 ноября 2017 в агентстве ИТАР-ТАСС в Москве был дан официальный старт информационной компании "НКО-профи". Цель общероссийского медиапроекта - показать возможности самореализации и профессионального роста в некоммерческом секторе. Организаторы проекта - Агентство социальной информации, Благотворительный фонд В. Потанина и "Группа STADA в России" при поддержке Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Медиапроект включает цикл интервью с лидерами некоммерческих организаций, успешными специалистами, для которых работа в НКО - основная деятельность. Их личные истории прихода в гражданский сектор будут опубликованы в крупных массовых изданиях Цикл интервью станет примером для региональных СМИ, которые могут подать работы на конкурс. Подробнее о конкурсе можно узнать на странице проекта "НКО-профи" - https://nko-profi.asi.org.ru. Презентация проекта стала поводом для публичной дискуссии о профессионалах в НКО. "Некоммерческая сфера профессионализируется. По данным исследования гражданского общества, проведенного экспертами Высшей школы экономики, количество НКО, в которых нет постоянных сотрудников, уменьшается: в 2012 году таких было 36%, в 2017 - 27%, - рассказала модератор дискуссии Елена Тополева, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. - Должны ли в НКО приходить профессионалы? Какие они должны получать зарплаты? Как готовить кадры для некоммерческого сектора? Этому посвящена наша сегодняшняя дискуссия". "Мы очень часто противопоставляем разные секторы и, как правило, не в свою пользу. Но мы хотим измениться. И, на наш взгляд, надо показывать, как мы меняемся. Не показывая лучшие практики, не рассказывая истории успеха, мы не будем двигаться дальше", - отметила генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева. Директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева представила атлас новых профессий, изданный совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО. В нем представлено 186 "профессий будущего", в том числе связанных с НКО. "Именно некоммерческая сфера будет максимально востребована, с точки зрения человеческих компетенций, сейчас сконцентрированных в области добровольчества. У сектора есть все возможности роста - несмотря на роботизацию, промышленную революцию. Эмоциональный интеллект, доброта, умение договариваться, выстраивать команды, межкультурные коммуникации - это та сфера, где робот никогда не сможет заменить человека". Как и где найти сотрудника с правильным балансом профессионализма и мотивации? Александра Александрова, председатель Комитета общественных связей города Москвы, рассказала о конкурсе "Таланты для добрых дел", организованном для поиска профессионалов для ресурсных центров правительства Москвы. "Тренд перехода специалистов в НКО существует и связан, прежде всего, с развитие осознанного волонтерства. Однако процент приживаемости в некоммерческом секторе людей, пришедших из других сфер, невысок. В НКО требуются особое сочетание качеств: многозадачность, эмпатия, умения противостоять профессиональному выгоранию", - подчеркнула она. Бизнесмен, соучредитель фонда "Друзья", председатель Совета выпускников школы управления "Сколково" Гор Нахапетян подчеркнул, что НКО - такой же сектор экономики, как и остальные, и люди в нем должны получать рыночную зарплату. "Тогда население перестанет воспринимать эту сферу как ущербную", - подчеркнул он. Гор Нахапетян рассказал, как фонд "Друзья" помогает НКО вырастить компетенции, необходимые для устойчивого существования. О том, где и как искать сотрудников для НКО, говорила Елена Альшанская, президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере: "Люди часто готовы жертвовать на лечение детей или проектную деятельность, но не готовы - на зарплату. Хотя от хобби вы не можете получить никакого долговременного эффекта - вы не можете его прогнозировать и управлять". "При формировании зарплат нам приходится исходить из ожиданий сотрудников и благотворителей. Несмотря на то, что сбор средств растет, мы не можем увеличить себе зарплаты - люди, жертвующие на больных детей, не поймут этого. Зарплата - важная часть системы мотивации, но есть и другие части: помогать, делать доброе дело. Исследования показывают, что нематериальные стимулы - например, ощущение причастности к важному делу, работают часто мощнее, чем деньги", - подчеркнула Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда "Подари жизнь", член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Елена Чернышкова, основатель и первый руководитель практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в московском офисе компании Odgers Berndtson, посвятила свое выступление различиям в профессиональной реализации управленцев в бизнесе и некоммерческой сфере.