Войти в почту

Спасти селянина. Пациентов будут доставлять в больницу двумя вертолетами

Так, на прошлой неделе стало известно, что в скором времени в регион поступит второй «медицинский» вертолёт МИ-8, вдобавок к уже летающему здесь с конца сентября легкомоторному «Ансапу». На операцию по воздуху Всё это стало возможным благодаря тому, что наша область стала в этом году участником федерального проекта по развитию санавиации в труднодоступных районах. Надо сказать, что в советские времена при Псковской областной больнице много лет исправно функционировало отделение санавиации, в распоряжении которого было два санитарных борта – вертолёт МИ-2 и самолёт АН-2, благо тогда практически в каждом райцентре и даже в иных крупных деревнях вроде гдовской Самолвы были небольшие, но при этом действующие аэродромы. Но в «лихих 90-х», когда резко обрушилось финансирование едва ли не всех социальных сфер, от этого вида скорой помощи пришлось отказаться. Как вспоминают тогдашние сотрудники областной больницы, последний договор на эту услугу был заключён с Витебским авиаотрядом. Причём из-за отчаянной нехватки денег псковичи так и не смогли заплатить белорусским «летунам» оговоренную сумму. Тем тогда история псковской санавиации и закончилась. Но оказалось, что не навсегда. Первый вертолёт, лёгкий двухдвигательный «Ансап», поступил в Псковскую область 23 сентября. А уже 27 сентября он вылетел в Гдов за первым тяжёлым пациентом – мужчиной, у которого обнаружился перитонит. «Проект санавиации для Псковской области имеет принципиальное значение с учетом удаленности и недоступности некоторых территорий. Спрос на эту услугу высок. С одним воздушным судном у нас в 2 раза меньше возможностей обеспечить все заявки, что несёт реальную угрозу здоровью и жизни наших граждан. Дополнительный борт позволит увеличить частоту вылетов и обеспечить качественной медпомощью всех нуждающихся», - так прокомментировал врио губернатора Михаил ВЕДЕРНИКОВ решение пополнить региональный парк «летающих реанимобилей». Бывший главврач Псковской областной больницы, первый заместитель председателя областного Собрания депутатов Виктор АНТОНОВ считает возрождение санавиации фактом не столько хорошим, сколько естественным. Главный вопрос в том, как именно это будет происходить. Не панацея «Во-первых, немалая часть тяжёлых больных, как правило, нетранспортабельны. Такие пациенты попросту не перенесут «болтанку» в вертолёте. При этом не факт, что вертолёт - это быстро и надёжно. К тому же, в области круглый год неплохие проезжие дороги до районных больниц, и часто наземная «санавиация» – это гораздо быстрее, да и возможностей начинать и проводить лечение в автомобиле гораздо больше, - объясняет он. – Во-вторых, санавиация – это очень дорого. Если львиную долю расходов на эти цели будет продолжать брать на себя федеральный бюджет, то вопросов нет. Но скорее всего, исходя из практики предыдущих лет, со временем эти расходы могут лечь на областную казну, и тогда они станут тяжким бременем для нашего «медицинского бюджета». В самом деле, в этом году на развитие псковской санавиации федеральные власти выделяют 21 млн рублей, и только 3 млн придётся доплатить из регионального бюджета. В 2018 и 2019 годах федеральное софинансирование сохранится, хотя пока неизвестно, в каком объёме. А вот с 2020 года предполагается, что регионы станут финансировать эту сферу самостоятельно. Возникает и такой вопрос. Псковичам наверняка памятна история 2012 года с женой полпреда президента Ольгой Минх, когда «Лексус», в котором она ехала, столкнулся с «Мицубиши». В результате госпожу Минх транспортировали с травмированной ногой на срочно вызванном из Петербурга вертолёте в северную столицу, тогда как пассажирка «Мицубиши» через пару дней скончалась от полученных травм в Бежаницкой районной больнице. Так не случился ли, что и создаваемую санавиацию иные главврачи межрайонных больниц будут использовать для вызова к «блатным» пациентам в случаях, с которыми вполне справились бы и местные врачи? Такую вероятность Виктор Антонов решительно отметает. «Не думаю, что такие случаи будут происходить, потому что в наших больницах работают порядочные и ответственные люди, - утверждает он. – А что касается истории, о которой вы напомнили, то обеспеченные люди давно используют вертолёты коммерческих фирм не только чтоб до клиники добраться, но и для выездов на охоту и т.п. Возвращаясь же к главной теме... хорошо, что санавиацию начали возрождать. Но нужно помнить, что это не станет панацеей для нашей медицины».

Спасти селянина. Пациентов будут доставлять в больницу двумя вертолетами
© АиФ Северо-запад