Региональным изданиям просят помощи перед президентскими выборами
Общественная палата изучила ситуацию с печатными СМИ в субъектах РФ Подписные тиражи региональных СМИ снижаются в некоторых регионах более чем на 50%, а розничные точки, где можно приобрести газету или журнал, пропадают. В Общественной палате (ОП) отмечают, что 42% региональных изданий не считают себя «экономически устойчивыми», и готовы стать для них «лоббистской площадкой». По мнению замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадия Кудия, региональным СМИ следует помочь перед президентскими выборами, так как они могут помочь с повышением явки. Выступая на слушаниях в ОП о ситуации с региональными СМИ, президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Дмитрий Мартынов рассказал, что в 2017 году по итогам двух подписных кампаний тираж сократился на 11% в первом полугодии и на 9,2% во втором. «В восьми регионах страны падение подписных тиражей превысило 30%, в числе показавших наибольший спад подписки — Республика Тыва (минус 82%), Самарская область (минус 57,9%)»,— сообщил глава АРПП. Еще в 40 регионах диапазон падения составил от 10% до 30%. Проблемы, по мнению господина Мартынова, есть не только в подписной сфере, но и в розничной продаже: резко сократилось число розничных точек, где можно приобрести периодику. По мнению главы комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Евгения Примакова, спектр проблем у региональных СМИ «огромный». «По анкетированию, которое мы провели, порядка 42% СМИ не считают свое положение экономически устойчивым, только 11% сообщили, что у них на два года вперед виден горизонт,— сказал он “Ъ”.— Должна быть точечная история поддержки. Есть, например, социально значимые СМИ, но было бы странно сводить их в список, такого нет. Есть пласт вымирающих детских и юношеских СМИ, и у них нет ничего, кроме президентских грантов и какой-то мелочи от Роскомпечати». По словам господина Примакова, профильная комиссия ОП должна быть «лоббистской площадкой для этой сферы». «Есть надежда, что в связи с электоральным годом что-то из этой повестки мы сможем протолкнуть. У нас нет законодательной инициативы, но есть отличные отношения с думским комитетом по информационной политике, с Союзом журналистов России, с Министерством связи, с "Почтой России". Есть проект резолюции, будем его развивать»,— отметил глава комиссии. «Мы заглянули в каждый регион, и с помощью администраций, региональных СМИ нам удалось составить с большинством издательских домов "дорожные карты", которые помогают не только удержать тиражи, но и зачастую их прирастить»,— рассказал на слушаниях в ОП глава департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг «Почты России» Михаил Казаков. Господин Мартынов напомнил, что «на сегодня поддержка региональных СМИ осуществляется на основе дополнительных дотаций», но, по его мнению, нужны «комплексные программы развития региональной прессы». «Необходимо обеспечить прозрачность схем господдержки СМИ, она должна быть известна заранее и распределяться по социально значимым СМИ региона через конкурсы, гранты»,— заявил глава АРПП. Замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий порекомендовал государству уделить больше внимания региональным СМИ перед президентскими выборами. «Там, где пресса более активно потребляется в регионах, там и приход на выборы населения гораздо выше. Печатные СМИ — это то, что может проинформировать население в критической ситуации»,— заявил чиновник. По его словам, сейчас слишком много внимания уделяется оцифровке СМИ, хотя такие издания менее долговечны и надежны, чем печатные, без которых «информационная безопасность будет ущербна и очень уязвима». Ольга Лукьянова