Войти в почту

Приготовлено на совесть? Заведения общепита проверят только по жалобе

«Надзорные каникулы» относятся и заведениям общественного питания. Как же понять, качественной ли пищей кормят южноуральцев? Самостоятельный бизнес Так называемые надзорные каникулы начались для представителей мелкого и малого бизнеса в 2016 году и продолжатся до 31 декабря 2018 года. За это время плановых проверок, которые ежегодно (для предпринимателей раз в три года) проводил Роспотребнадзор, не будет. В Челябинской области инспекторы в 2016 году, в особом порядке, проверили всего 16 заведений общепита, в 2017 году – 11. Куда активнее оказалось само население и за эти два года поступило 198 жалоб только от потребителей. «Большинство предприятий общепита занимают первые этажи жилых домов, поэтому в основном к нам приходят жалобы на ухудшение условий проживания, - рассказывает заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Денисова, - в частности на шумы от музыкального и технического оборудования, запахи, вентиляцию, меньше – на качество изготовляемой продукции. И всё же этих жалоб немало. На жалобу мы реагируем в течение 30 календарных дней и выходим с проверкой на предприятие только в том случае, если заявитель указал, что была угроза причинения или причинение вреда здоровью. Хочу обратить внимание, что обязательно его доводы должны быть подтверждены официальными документами, например, после отравления – заключение и диагноз из больницы. В противном случае мы не сможем выйти и провести проверку». Есть и другие «но». С начала 2017 года обращения потребителей носят претензионный характер. Это значит, что Роспотребнадзор не рассматривает обращения в сфере защиты прав потребителей, если заявитель сначала не обратился к руководству предприятия или организации. Если производитель не откликнулся на ту же самую запись в книге жалоб, это можно расценить как нарушение и повод обращения в надзорные органы. Создаётся впечатление, что весь закон Российской Федерации направлен на защиту предпринимателей. Наказывают их штрафами и в очень редких случаях – нанесение ущерба или вреда здоровью – направляют дело в суд и закрывают заведение. «На сегодняшний день Управление Роспотребнадзора никаких разрешительных документов на открытие и работу предприятия не выдаёт, - подводит итог Наталья Денисова, - вся ответственность ложится на ИП и юрлица. Предприниматель сам уведомляет нас о начале своей деятельности и начинает осуществлять свою деятельность в рамках законодательства – санитарного, Закона « О защите прав потребителей», законов в сфере технического регламента. Всё сам должен изучить и знать». Помогает или мешает Такую самостоятельность предприниматели поддерживают, однако до сих пор считают законодательство излишне суровым, а редкие проверки на производстве – непредсказуемыми. «В 2013 году моему предприятию исполнилось три года и в течение месяца ко мне пришло 7 проверок, начиная с Россельхознадзора до экологов, - делится опытом председатель Союза пивоваров Челябинской области, директор Лаборатории живого пива Илья Ройтенберг. - Это нужно было пережить. Я не против проверок по гигиене питания, просто есть огромное число нюансов, которые малый предприниматель не знает в принципе, зато знает и пользуется проверяющий инспектор. И наказать, если нужно, всегда смогут, вплоть до цветов на окне, земля под которыми не прошла фитосанитарный контроль. Становится страшно, и после моих рассказов многие ООО закрылись, чтобы открыться заново и получить три года «каникул». Проверяющие могут закрыть глаза на мелочи, не имеющие напрямую отношения к производству, а могут и не закрыть. Тем не менее, любая проверка – это помощь, возможность привести документы и производство в порядок, исправить ошибки». Правда, ошибки предпринимателей стоят дорого, один штраф может достигать 500 тысяч рублей. Какой после этого бизнес? Качество продуктов питания, которые используют предприятия общепита, с проверками, конечно, связано, но предприниматели отмечают и другую связь. Например, падающий спрос населения вместе с его снижающимися доходами, так же не даёт толчка к развитию производства. Добивают и принятые экономические санкции, продукты даже на местных рынках выросли в цене, а вот качество оставляет желать лучшего. «Цена на сырьё подскочила на 20%, - не доволен управляющий партнёр мобильной бургерной «Ковбой BBQ» в Челябинске Кирилл Кожевников, - а качество, наоборот, упало, будь то продукция люксового сегмента или эконом. И если котлеты и булочки неплохого качества, претензий нет, то по овощам, которые мы используем в приготовлении своей продукции, у нас очень большие вопросы. При закупках простого листа салата наши производители не дотягивают по качеству до того же самого Израиля, Голландии, Испании, продукцию которых мы использовали до введения санкций. В целом ситуация по стране в области общепита удручает, потому что покупательская способность населения падает и некоторые направления в работе приходится сворачивать. В Европе с этим всё хорошо, там и законодательство более комфортное и регламенты помягче, и покупательская способность у населения выше». Комментарии специалистов Директор кафе «Апельсин» Оксана Снегуренко: - Сейчас проверки больше направлены на собираемость налогов, а не на проверку качества. Ведь что такое раз в три года, контроль должен быть постоянным. Мы сейчас заключаем договора с Центром гигиены и эпидемиологии Челябинской области, которые ежеквартально берут и в лабораторных условиях проверяют с производства смывы, воду, снимают пробу с блюд и выдают декларацию соответствия. Все это добровольно и оплачивается за наш счёт. Я считаю, что всё-таки индикатором качества пищи становится сам клиент, за которого мы боремся. Конкурентная среда - лучший стимул делать качественный и покупаемый продукт. Заместитель директора АО «Комбинат социального питания» г. Челябинск Татьяна Палладий: - Мы работаем в сфере детского питания и внимание к нам со стороны надзорных органов всегда очень пристальное, особенно прокуратуры. Но у нас есть и внутренний контроль: своих работников и учреждения мы проверяем сами. Мы разработали согласно требованиям санитарного законодательства программу производственного контроля, куда входят и лабораторные анализы. Проверки, с одной стороны, поддерживают нас в тонусе, но мы чувствуем, как изменилось отношение, сейчас почти все проверки сопровождаются теми или иными штрафами, как будто это критерий работы проверяющих организаций. Такая ситуация, наверно, в каждом регионе.

Приготовлено на совесть? Заведения общепита проверят только по жалобе
© АиФ