Ещё
В Brexit увидели риски для России
В Brexit увидели риски для России
Политика
Пока вы спали: россиян могут начать судить за «преследование»
Пока вы спали: россиян могут начать судить за «преследование»
Общество
Глава ДНР оценил «план депортации народа Донбасса»
Глава ДНР оценил «план депортации народа Донбасса»
В мире
Киев высказался об изменении политического строя в России
Киев высказался об изменении политического строя в России
В мире

Ставка из офшора 

Ставка из офшора
Фото: Коммерсант
Почему легальное букмекерство в интернете пока проигрывает нелегальному
После легализации ставок на спорт в интернете в России начали работать онлайн 14 легальных букмекеров. Объем ставок через них до сих пор существенно уступает показателям так называемых офшорных букмекеров — компаний с лицензиями, оформленными за рубежом. Но российские игроки ждут бурного роста рынка — ему должны помочь чемпионат мира по футболу в 2018 году и блокировка офшорных сайтов .
С прошлого года в России начали работать первые легальные онлайн-букмекеры. Как считается, главным лоббистом легализации этого направления была Первая саморегулируемая организация (СРО) букмекеров и ее почетный президент ныне покойный . И, хотя поначалу инициатива не встретила единогласной поддержки всей отрасли, так как предполагала серьезные ограничения для букмекеров, которые даже после вступления закона в силу долго не понимали, как трактовать его положения, постепенно они втянулись в игру.
Крупнейшие букмекеры еще в конце 2014 года объединились в Первую СРО, куда вошли «Лига ставок», Winline, и 888.ru, а позже к ним присоединились и другие. Вскоре заработала и вторая СРО — Ассоциация букмекерских контор, созданная по инициативе «Бинго-Бум». Букмекер не имеет права принимать деньги напрямую, и у каждой СРО есть свой центр учета переводов интернет-ставок (ЦУПИС) — по сути, это платежная система или шлюз, через который заводятся деньги пользователей на игру у того или иного букмекера. Одним из факторов выбора СРО для участников рынка могла быть тарифная политика двух ЦУПИСов, отмечает вице-президент «Лиги ставок» . «Все говорили об интерактивных ставках, но никто не начинал. Многие букмекеры негативно отзывались об этом законопроекте — по их мнению, Олег Журавский хотел монополизировать отрасль. Но сейчас мы видим, что члены обеих СРО активно работают в интернете и эти разговоры оказались беспочвенны», — вспоминает господин Павловский.
Первая СРО запустила свой ЦУПИС совместно с , «Лига ставок» начала прием интернет-ставок через него уже в феврале 2016 года. Хотя ожидалось, что другие букмекеры подключатся в течение месяца, следующий игрок, Winline, вышел в онлайн только в июне 2016-го. Второй ЦУПИС на базе при второй СРО заработал осенью 2016 года.
Сейчас в России 31 лицензированная букмекерская компания (БК), интерактивные ставки принимают только 14 из них. По данным «Рейтинга букмекеров», лидируют среди БК в интернете «1хСтавка» (через нее играют 34% онлайн-игроков), «Фонбет» (21%) и «Марафон» (20%). По данным SimilarWeb на сентябрь, самыми посещаемыми были сайты 1xstavka.ru, fonbet.ru и . При этом «Фонбет» и «Лига ставок» уверенно лидируют по количеству офлайн-игроков с 32% и 31% рынка соответственно.
Годовой объем российского букмекерского рынка, включая нелегальный сегмент, аналитики «Рейтинга букмекеров» оценивают примерно в 677 млрд руб. На онлайн приходится 422 млрд руб., из которых всего 35%, или 148 млрд руб., — на легальный сегмент. Рынок онлайна стабильно растет, отмечают аналитики: минимальный годовой рост на рынке можно оценить в 10–20% в год. На рост легального приема интерактивных ставок влияют два фактора: с одной стороны, офшорных букмекеров без российской лицензии блокирует Роскомнадзор, с другой — российские онлайн-компании с российской лицензией активно привлекают людей в доменной зоне.ru, в том числе с помощью расширенных в этом году рекламных возможностей, включающих спонсорство футбольных клубов.
Ставка на ТВ В последние пару лет государство планомерно ужесточало регулирование рынка: усложнились лицензионные требования, повысились налоги, но одновременно букмекерам сделали и некоторые послабления. В первую очередь это касается рекламы, в отношении которой законодательство предусматривало серьезные ограничения по времени, месту и формату подачи. 1 апреля вступил в силу закон о целевых отчислениях букмекеров на поддержку отечественного спорта, он и снял ряд ограничений — теперь букмекерам отдано чуть меньше двух минут в прямых спортивных трансляциях (20% от разрешенных девяти минут всей рекламы в часе). В то же время БК обязаны делать отчисления на спорт и во втором квартале уже заплатили 168,3 млн руб. на финансирование профессионального и детско-юношеского спорта, следует из отчета .
Букмекеры резко увеличили бюджеты на телевидение: по оценке аналитического центра НСК (бывший Vi), доля букмекерских услуг на ТВ в общих бюджетах на телерекламу в первые три квартала текущего года составила 0,24% против 0,13% за весь прошлый год. Аналитическая компания Etat Control International подсчитала: за прошлый год букмекеры потратили на телевидение, включая национальное и региональное размещение, 285 млн руб., а за январь—октябрь нынешнего года — 402 млн руб. Лидируют по закупкам телерекламы «Фонбет», «Лига ставок» и Winline.
Но главным результатом закона стало повальное заключение спонсорских контрактов с клубами Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). Сейчас с букмекерами сотрудничает больше половины команд премьер-лиги, включая , ЦСКА, , «Локомотив» и «Краснодар». Те конторы, которые уже имели спонсорские соглашения с клубами и лигами, расширили спектр используемых маркетинговых опций — например, начали брендировать форму спортсменов. Более крупные соглашения с лигами последовали быстро: БК «Лига ставок» стала эксклюзивным букмекером—спонсором РФПЛ и разместила свою рекламу на всех матчах лиги. Сумму контракта источники «Ъ» оценивали в 500 млн руб. БК «Фонбет» заключила эксклюзивный контракт с Континентальной хоккейной лигой.
В то же время ужесточение законодательства существенно усложнило вход на рынок маленьким игрокам — теперь для этого требуются большие ресурсы. Для получения лицензии нужны банковская гарантия 500 млн руб. и взнос для входа в СРО — 100 млн руб. Кроме того, правительство планирует повысить налог для букмекеров и тотализаторов с 1 января 2018 года — платежи за каждый пункт приема ставок (ППС) удвоятся.
Борьба с офшорами
Параллельно с легализацией онлайн-рынка началась борьба с букмекерами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, но работающими в России. Количество таких веб-ресурсов, оказавшихся в реестре запрещенных сайтов Роскомнадзора, растет. За второе полугодие 2016 года в реестр попали больше 15 тыс. веб-ресурсов, предлагающих азартные игры, большинство из них оказались зеркалами сайтов букмекерских контор: с июля по декабрь Роскомнадзор заблокировал доступ к 8031 такому ресурсу.
Хотя разрешенные БК работают стабильно, сложность идентификации и менее конкурентные продукты российских участников рынка пока не склонили чашу весов в пользу отечественных букмекеров, сетует руководитель одной из контор. В БК «Леон», в частности, называют алогичной необходимость по требованию законодательства проходить клиентам двойную идентификацию при регистрации в БК: подтвердить личность надо как у букмекера, так и в ЦУПИСе.
«В последнее время законодательные шаги по отношению к легальной индустрии беттинга в нашей стране можно назвать несколько странными для тех, кто непосредственно работает внутри сектора, — критикует представитель БК «Леон». — Особенно удивляет постоянное желание законодателей ужесточить налоговое давление на букмекерство. Причем законодательные инициативы чаще всего рождаются и затем доводятся до стадии принятия правок в законы без каких-либо предварительных консультаций с представителями бизнеса».
Подготовка к соревнованию
Одним из ключевых событий для индустрии, как ожидается, будет проведение в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Объем ставок всегда возрастает в дни топовых футбольных матчей и турниров, а ЧМ — «это самое релевантное мероприятие в мире спорта для букмекеров», предвкушает Дмитрий Павловский. В случае российского рынка эффект от турнира будет жить гораздо дольше 30 дней, а объем ставок непосредственно на ЧМ-2018 будет на 75–100% больше, чем в самый удачный месяц текущего года, оценивают в «Рейтинге букмекеров».
Букмекеры готовятся к событию: обновляют оборудование пунктов приема ставок, расширяют площади, улучшают интерьер, переобучают сотрудников, рассказывает президент «Бинго-Бум» : «В период ЧМ-2018 произойдет достаточно резкий наплыв клиентов, включая иностранцев, поэтому нужно постараться настроить работу БК и наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы ППС, особенно находящиеся в городах, которые будут принимать матчи турнира, были полностью готовы к ажиотажу». Некоторые букмекеры до сих пор не запустили прием интерактивных ставок, «что, несомненно, нужно сделать к началу чемпионата», добавляет он.
Российским БК предстоит серьезная конкурентная борьба в преддверии ЧМ-2018, констатирует представитель БК «Леон». «Имеется огромное поле для отработки различных маркетинговых стратегий и привлечения новых лояльных клиентов. Для многих компаний эффективность работы во время столь крупного турнира станет своего рода лакмусовой бумажкой для определения реального уровня их амбиций», — считают в компании.
,
Видео дня. Первая леди наркоимперии станет звездой телеэкрана
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео