«Будущее все равно в онлайне»
Дмитрий Павловский, вице-президент «Лиги ставок» Несмотря на то что букмекерам разрешили принимать ставки онлайн, идентифицировать игроков приходится лично — от этого выигрывают конторы с большим числом офлайновых точек. Почему компании при этом делают ставку на онлайн, “Ъ” рассказал вице-президент «Лиги ставок» Дмитрий Павловский. — Сайты букмекерских компаний отличает сложная процедура личной идентификации пользователей. Это мешает привлекать новых пользователей? — Систему идентификации имеет смысл усовершенствовать, но она защищает в первую очередь участников пари. Букмекер обязан провести личную идентификацию игрока, то есть сотрудник компании должен лично, не через камеру, увидеть лицо человека и оригинал документа, удостоверяющего личность. В связи с этим букмекеры с развитой сетью пунктов приема ставок находятся в более выигрышном положении. Правда, никто не отменял процесс личной идентификации курьером, как это делает, например, Тинькофф-банк. Но мы понимаем, что будущее все равно в онлайне. — Как изменились налоговые условия для букмекеров? — Букмекеры давно уже выступают налоговыми агентами. Раньше каждому выигравшему предлагалось пойти и заплатить 13% подоходного налога самостоятельно. Вы можете себе представить, сколько было желающих? А сейчас НДФЛ за игрока платит сам букмекер. Правда, намечаются определенные изменения. Буквально на днях во втором чтении Госдума приняла законопроект, который уточняет порядок удержания НДФЛ с участников пари: по выигрышам до 15 тыс. руб. игрокам предлагается рассчитать налог самостоятельно. В случае принятия инициативы значительно снизится фискальная нагрузка на букмекеров. Также Госдума рассматривает увеличение налоговой ставки для пунктов приема ставок (ППС) в два раза. — Что изменится для букмекеров? — Изменится маржинальность, мы будем более взвешенно подходить к выбору новых объектов, поменяем стратегию экспансии. Где-то ППС будут нужны, в основном для личной идентификации. — Затронут ли изменения онлайн-сегмент? — Вводится принципиально новое понятие и объект налогообложения — процессинговый центр интерактивных ставок. Налог по нему должен составить 2,5–3 млн руб. в месяц. Повышенную ставку налога вправе установить субъект РФ, в котором зарегистрирован процессинговый центр. Кроме того, букмекеры осуществляют целевые отчисления на развитие спорта. По закону, вступившему в силу с 1 апреля, каждый организатор пари обязан ежеквартально перечислять не менее 15 млн руб. федерациям и профессиональным лигам — то есть организаторам событий, на которые принимает ставки. «Лига ставок» по итогам второго квартала перечислила больше всех действующих букмекеров — 18,1 млн руб. Это официальные данные ФНС. — Сколько людей зарегистрировались для игры онлайн? Быстро ли развивается это направление? — На нашем сайте зарегистрировано несколько сотен тысяч пользователей, и на 10–15% в месяц их число растет. Этому способствуют мобильные приложения: мы долго объясняли Apple, что деятельность легальных участников букмекерского рынка четко регламентируется законом РФ, и это позволяет размещать букмекерские приложения в App Store с маркировкой 18+. Качественную работу проделал регулятор. Помимо блокировки сайтов нелегальных букмекеров, Роскомнадзор, насколько нам известно, активно работал с Apple, чтобы компания удаляла приложения нелегальных контор. Государство ведет целенаправленную работу по зачистке нелегального игорного бизнеса в интернете. Существует законопроект, который запрещает платежным институтам проводить платежи в адрес незаконных организаторов азартных игр. Речь идет о черном списке ФНС, куда, помимо запрещенных сайтов Роскомнадзора, попадут также физические и юридические лица, имеющие отношение к незаконной организации азартных игр. — Апрельский закон открыл букмекерам новые возможности для рекламы на ТВ. Насколько это важно? Видите ли вы приток пользователей? — Самая главная возможность — это партнерство со спортивными клубами, лигами, федерациями и с конкретными спортсменами. Теперь мы можем размещать символику компании на форме игроков, периметре стадионов. Раньше на телевидении существовал так называемый «букмекерский час» с 22:00 до 07:00. Поскольку федеральные каналы имеют сквозное вещание, то в Москве в 22:00 мы уже могли давать рекламу, в Калининграде — еще нет. И с учетом всех часовых поясов мы могли в федеральном блоке рекламироваться только с 23:00 до 00:00. Все букмекеры раньше страшно бились, чтобы в этот час себя впихнуть. Он был просто напичкан всеми существующими букмекерами. А с апрельскими поправками мы можем размещаться в любое время во время прямых трансляций. Интервью взяла Анна Афанасьева