Арктика и транспорт теперь понятия неразрывные
В верхней палате прошло заседание президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Его тема — законодательное обеспечение построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны РФ. Обновление транспортной системы — стратегический приоритет Модернизация и развитие инфраструктуры транспортной системы является стратегическим приоритетом государственной политики России в этом регионе. Только при наличии развитой логистики можно осуществлять широкомасштабное освоение арктических ресурсов и обеспечивать социально-экономический рост макротерритории. Реформирование морского транспорта — одно из значимых направлений структурных преобразований. Прежде всего, председатель совета, член Комитета Совфеда по обороне и безопасности Вячеслав Штыров сообщил о судьбе законопроекта о социально-экономическом развитии Арктической зоны. Он, в принципе, согласован с большинством министерств и ведомств и сейчас находится в правительстве. Первоначально парламентарии сделали попытку создать всеобъемлющий документ, который бы охватывал все стороны жизни Арктики, но в текущей социально-экономической обстановке такой закон, сказал сенатор, видимо, принимать еще рановато. Поэтому по согласованию с кабмином и был разработан его новый вариант. В нем большое значение уделяется специальным механизмам реализации арктической политики, цель которых оживить инвестиционную деятельность в регионе. Тема создания транспортно-логистической системы рассматривалась на заседаниях совета неоднократно и в разных ипостасях, теперь же пришла пора изучить ее комплексно. Глава совета предложил взглянуть на Северный морской путь не как на часть российской акватории, а как на целостный объект управления. Продолжил тему директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранспорта Виталий Клюев. Арктика сегодня — один из наиболее упоминаемых и важных аспектов любой деятельности в сфере транспорта, и прежде всего, морского и внутреннего водного, заявил он. В 2012 году принят закон, в котором впервые в российской истории определено понятие Северного морского пути. Создана его администрация. Развитие этой транспортной артерии продолжается. Функции администрации Северного морского пути будут расширены Минтранс вместе с депутатами Госдумы ко второму чтению подготовили поправки в законопроект «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ в части, касающейся каботажа». Во-первых, изменяется понятие каботажа. Теперь им будут считаться все перевозки грузов, пассажиров, багажа и буксировки из любой юрисдикции РФ в любые места, используемые для погрузки и выгрузки (а не только перевозки из морского порта в морской порт, как сегодня). В том числе каботажем будет считаться перевозка с добывающей платформы на берег, наоборот или между платформами. Во-вторых, предусматривается закрепление определенной грузовой базы за российским флагом. Предлагается, что добытые на территории РФ нефть, газ или уголь будут перевозиться судами под российским флагом в акватории Северного морского пути. Эта часть подготовлена во исполнение поручений президента. И, в-третьих, значительно расширяются функции администрации Северного морского пути. Сейчас, признал представитель Минтранса, она достаточно хилая. Эксперты и члены Совета Федерации обратили внимание на следующие проблемы развития транспортной доступности в Арктике: слаборазвитая или местами полностью отсутствующая инфраструктура вдоль СМП, высокий уровень физического и морального износа железных дорог и авиационной составляющей, а также внутримуниципальных автодорог общего пользования. В рекомендациях совета содержатся предложения правительству ускорить работу по созданию единой структуры управления Северным морским путем, увеличить финансирование расходов для реконструкции и строительства аэропортовых комплексов в Арктической зоне, разработать механизм поддержки совместной реализации «Федерация и субъект» концессионных соглашений и соглашений о ГЧП касательно выделения на долгосрочной основе ассигнований из федерального бюджета на реализацию крупных инфраструктурных проектов федерального значения. Вячеслав Штыров призвал коллег проявлять больше настойчивости в решении проблем развития Арктики.