Войти в почту

Перспективы По итогам первого полугодия 2017 года объем инвестиций в основной капитал организаций Санкт-Петербурга составил 249,8 млрд рублей. За последние пять лет этот показатель вырос на 25% в сопоставимых ценах. Приоритетными для привлечения инвестиций по-прежнему являются транспортно-логистическая отрасль, реальный сектор экономики (судостроительная, фармацевтическая сферы, обрабатывающая промышленность), оптовая и розничная торговля, а в перспективе -- IT-кластер. Лидия Горборукова Инвестиционные перспективы Санкт-Петербурга обсуждались в рамках ежегодного Инвестиционного форума, который в конце октября прошел в Петербурге во второй раз. Его главная тема в этом году -- "Глобальный город и его роль в мировой экономике. Инвестиции в технологии, талант и креатив". В работе форума приняли участие более 700 представителей бизнеса и органов власти, в том числе и иностранные участники из семи стран. Как рассказала председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк, в рамках форума презентовано 35 инвестиционных проектов Санкт-Петербурга, как успешно реализованных, так и перспективных "Несмотря на то, что инвесторы оценивают результат деятельности комитета по инвестициям как положительный, работа над улучшением условий инвестиционной деятельности продолжается. За последний год произошли качественные изменения команды инвестиционного ведомства, которая разрабатывает новые идеи и инициирует реализацию крупных инвестиционных проектов",-- прокомментировала она. Послание инвесторам Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин в рамках пленарного заседания форума представил инвестиционное послание губернатора Георгия Полтавченко к бизнес-сообществу. По его словам, по итогам первого полугодия 2017 года объем инвестиций в основной капитал организаций Петербурга составит 249,8 млрд рублей. С 2012 по 2016 год прирост инвестиций в основной капитал составил 25% в сопоставимых ценах. По итогам первого квартала 2017 года, по данным Центробанка, в экономику Санкт-Петербурга поступило $1,5 млрд прямых иностранных инвестиций. Вопреки западным санкциям, наш город сохраняет инвестиционную привлекательность, отметил Игорь Албин. В 2017 году Петербург укрепил позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и вошел в первую двадцатку российских регионов с наилучшими условиями ведения бизнеса. На сопровождении комитета по инвестициям Санкт-Петербурга сегодня находится более 100 инвестиционных проектов (из них 59 стратегических), по которым с начала 2016 года привлечено 230 млрд рублей фактически вложенных средств (транспортная, инженерная, социальная, туристическая инфраструктура, промышленность, развитие территорий). "Правительство города считает, что в 2018 году мы должны в большей мере сконцентрироваться на решении не краткосрочных, а среднесрочных и долгосрочных задач, уйти от так называемого веерного предоставления льгот и приступить к созданию системы поддержки проектов с наивысшим потенциалом, то есть хорошо просчитанных, выгодных для города и для горожан и обоснованных на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом стратегических целей развития Петербурга",-- процитировал Игорь Албин послание губернатора. Вице-губернатор отметил, что ключевой задачей властей Петербурга в ближайшие годы является формирование Генерального плана города. "Схема пространственного планирования для долгосрочного развития города чрезвычайно важна. В этом ряду главенствующее положение занимает общественный городской транспорт, и мы будем его дальше развивать. В числе приоритетов также инженерная подготовка территорий нового строительства и приведение в порядок существующих сетей, сохранение историко-культурного наследия Петербурга и развитие реального сектора экономики (судостроительного, фармацевтического и других кластеров, а в перспективе -- IT-кластера)",-- перечислил вице-губернатор. Промышленный потенциал Большие возможности перед промышленниками открывает принятие на региональном уровне закона о создании на территории Петербурга специальных инвестиционных контрактов в сфере промышленности. По словам Игоря Албина, законопроект будет внесен в ЗакС Петербурга в ближайшее время. "Правительство города рассчитывает, что в ноябре 2017 года он будет принят",-- сообщил вице-губернатор. Игорь Албин пояснил, что законопроект вводит большие льготы для инвесторов по таким контрактам, вплоть до полного обнуления налога на прибыль. "Этого закона давно ждут наши крупные производители -- компании "Биокад", Hyundai и другие",-- добавил он. Господин Албин также отметил, что до конца 2017 года в Петербурге будет введено в работу более 20 новых промышленных производств. По мнению управляющего партнера петербургского офиса адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Ивана Смирнова, если такой инструмент заработает и специнвестконтракты примут массовый характер, то произойдет революция в области инвестирования не только в крупные, но и в мелкие проекты. "Это может стать серьезным инструментом для массового развития промышленных инвестиций в Петербурге",-- уверен эксперт. Инфраструктурные проекты -- в приоритете В ближайшем будущем Петербург ждет много крупных инфраструктурных проектов, среди которых "Аэроэкспресс" и создание линий легкого рельсового трамвая (ЛРТ). Конкурс на право заключения концессии на создание линии "Аэроэкспресса" будет объявлен до конца года, сообщил Игорь Албин. Линия должна быть построена от аэропорта Пулково до Витебского вокзала. Ранее в Смольном заявляли, что тендер на реализацию проекта планируется объявить до конца октября. Также, по словам вице-губернатора, до конца 2017 года Смольный объявит конкурс на поиск концессионера для проекта линии ЛРТ по маршруту "станция метро Южная -- Колпино". Стоимость этой ветки ЛРТ составит 20,6 млрд рублей. Он также добавил, что по другой ветке ЛРТ (Купчино -- поселок Шушары -- Славянка) стоимостью 25,9 млрд рублей в рамках конкурса на поиск концессионера закончен сбор заявок. Линии планируется построить к 2021 году. Игорь Албин также сообщил, что пришло время подумать о старте второй очереди проекта по реконструкции аэропорта Пулково. По итогам 2017 года хаб обслужит более 16 млн человек. По словам господина Албина, максимальная пропускная способность воздушной гавани -- 25 млн человек. Предполагается, что ее аэропорт может достичь к 2020 году. Игорь Албин сообщил, что окончательное решение о запуске второй очереди реконструкции Пулково будет принято в 2018 году. "Мы проводили консультации с ВТБ и с Минтрансом РФ насчет того, чтобы подойти к подготовке проекта по созданию второй очереди Пулково",-- рассказал он. Еще один перспективный инфраструктурный проект -- это строительство нового речного вокзала в Петербурге около Большого Обуховского моста (вантовый мост) в Рыбацком. Сейчас разрабатывается концепция этого объекта. Город планирует создать вокзал за счет средств инвесторов. Также, по словам Игоря Албина, сейчас идет подготовка 15 проектов развития сети гостиниц, до конца года будет объявлено четыре конкурса на поиск концессионера по некоторым из них. Большой потенциал в Петербурге имеет развитие креативных пространств. По словам Ирины Бабюк, комитет по инвестициям первым внес в российское законодательство понятие "креативная индустрия". Ведомством разработаны изменения в законодательство города, предусматривающие снижение арендной ставки на объекты недвижимости для представителей творческого кластера. Законопроект нашел поддержку у членов правительства Санкт-Петербурга и после доработки в части регулирования механизмов контроля будет внесен на рассмотрение ЗакСа. Потенциальные инвесторы Крупные банковские структуры уже готовы инвестировать в крупные проекты Петербурга. Как заявил председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин, банк рассматривает возможность вложений в ряд крупных инфраструктурных проектов Петербурга. "Это Восточная хорда (ВСД.-- BG), магистраль М49 и проекты, связанные с морским портом", -- отметил господин Панкин. По его словам, вторая сфера, интересная банку для инвестирования,-- отрасль коммунальной инфраструктуры. Еще в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который состоялся в июне 2017 года, Евразийский банк развития подписал соглашение со Смольным о намерениях инвестировать деньги в строительство ВСД. Однако сумму конкретных вложений банк не обозначил. Также о своих намерениях инвестировать в различные инфраструктурные проекты заявил и старший вице-президент ПАО "Банк ВТБ" Игорь Зубков. По его словам, группа ВТБ инвестировала в проекты государственно-частного (ГЧП) партнерства в сферы инфраструктуры за последние пять лет около $5 млрд. "Реализованные нами проекты считаем успешными -- это аэропорт Пулково и ЗСД. Это уникальный опыт, который требует анализа и обсуждения и дальнейшего движения в этом направлении. ГЧП позволяет развивать крупнейшие проекты для города. Мы намерены и дальше работать с городом при реализации самых сложных, амбициозных и других проектов, которые требуют нашего участия",-- прокомментировал он. Банк ВТБ также в рамках ПМЭФ-2017 подписал соглашение со Смольным об инвестировании средств в ВСД. Как ранее писал "Ъ", реализовывать проект платной скоростной магистрали с мостом в створе улиц Фаянсовая -- Зольная стоимостью 150 млрд рублей будет консорциум из нескольких инвесторов. А ВТБ заявил о готовности инвестировать не менее 110 млрд рублей, говорится в соглашении. Иван Смирнов отметил, что одна из проблем, которую нужно решить Петербургу в ближайшее время, касается устранения административных барьеров. "Даже у крупных проектов, таких как ЗСД, возникают подобные проблемы. И здесь есть два пути. Можно идти по пути: закончился проект -- идет разбор полетов, чтобы дальше не наступать на эти грабли. Либо выбирать путь, по которому движутся все регионы,-- создание рейтинга субъектов федерации, где отражены успехи в достижении определенных показателей. Они очень серьезно привязаны к практическим вопросам и снятию административных барьеров",-- прокомментировал Смирнов. Он добавил, что Петербург уже сделал рывок в этом направлении и сократил сроки реализации многих процедур. Социальная ответственность бизнеса Член правления ПАО "Газпром" Елена Михайлова рассказала об участии компании в социальных проектах Петербурга. Так, уже десять лет насчитывает программа "Газпром -- детям". За этот период инвестор построил и передал правительству Петербурга 23 объекта. Преимущественно это физкультурно-оздоровительные комплексы, в частности ледовые катки. "В эту программу также включены еще 23 объекта, которые должны быть построены к 2022 году",-- рассказала Елена Михайлова. Также, по ее словам, "Газпром" совместно с городом участвует в программах благоустройства улиц Петербурга. "Мы участвовали в обновлении Московского, Лиговского проспектов, Большой Морской улицы, Мытнинской набережной. А также в создании освещения улиц и подсветки различных городских объектов -- театров, храмов",-- привела примеры госпожа Михайлова. Также она отметила, что компания поддерживает различные спортивные команды, например клуб СКА, и не забывает о культурной сфере -- оказывает поддержку Мариинскому театру, Главному штабу Эрмитажа, Театру балета Бориса Эйфмана и Санкт-Петербургскому государственному университету. "В дальнейшем мы не планируем сокращать свою социальную программу",-- добавила Елена Михайлова.

Глобальный подход
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге