Энциклопедия трамвайного дела

105-летний юбилей отметило этой осенью трамвайное депо имени Русакова, которое за свою историю видело практически все типы трамваев, когда-либо ходивших по Москве. Каждый москвич когда-нибудь да задумывался о том, где «спят» трамваи. Чтобы подглядеть за ними, мы отправились на Русаковскую набережную, где за неприметными кирпичными стенами находится предприятие с вековой историей - Трамвайное депо имени Русакова. ФРАНКО-БЕЛЬГИЙСКИЕ КОРНИ В начале века столичную трамвайную сеть строили два конкурирующих общества конных железных дорог - Франко-бельгийское и Первое русское. О том, что можно неплохо заработать на московских рельсах, прознали многие иностранные предприниматели, вступившие во франко-бельгийское общество. В итоге именно оно выступило создателем крупнейшего на востоке Москвы трамвайного предприятия. - Изначально оно называлось Новосокольническим трамвайным парком. Депо находилось на окраине, и площади позволяли развернуться, построить много трамвайных стойл – первый трамвай двигался на конной тяге и назывался конкой, - рассказывает историк-москвовед Филипп Смирнов. В те времена для москвичей, которые не могли позволить себе извозчика, трамвай был единственным способом с комфортом добраться до работы. И больше всего в трамвайных путях нуждался именно восток столицы, где сосредоточились основные промышленные мощности. Строительство завершилось в 1912 году. С этого момента на вооружении депо успели побывать практически все виды подвижного состава. - Русаковское депо можно смело назвать энциклопедией трамвайного дела, - отмечает Смирнов. - Более того, некоторые ретровагоны до сих пор находятся на балансе предприятия. Кроме того, образцово-показательное депо имени Русакова стало законодателем транспортных стандартов. - С приходом советской власти дореволюционные правила нужно было привести к общему знаменателю. За основу взяли стандарты русаковского депо, - объясняет Филипп Смирнов. - Например, именно в нем был придуман первый ранний маршрут трамвая, который начинается не из депо, а с конечной остановки. ЭКСКУРСИЯ Раритетные вагоны - первое, что приковало внимание, как только мы зашли на территорию депо. Обычно они стоят в тепле, под навесом. - Они на ходу, - рассказывает начальник тамвайного депо имени Русакова Алексей Бабин. - Ежегодно они участвуют в ретропараде на Чистых прудах. Содержать такой антиквариат сложно, при необходимости запчасти приходится доставать в депо других городов, где ранее эксплуатировались такие вагоны. - Запчасти найти можно, а вот специалистов, которые занимались ремонтом таких вагонов, почти не осталось, - с ноткой сожаления говорит Бабин. Искать исторические здания на предприятии не пришлось - они почти все старинные. Сегодня в русаковском депо 167 линейных вагонов разных современных моделей. Казалось бы, как в таких старых помещениях можно обслуживать и кажущиеся диковинными вагоны БФ 932 первой половины прошлого века и современный подвижной состав? Оказалось, нет в этом ничего необычного. - Работал у меня слесарь Корякин Иван Федорович, - вспоминает начальник ремонтной службы Виктор Неклюдов, на сегодняшний день один из самых опытных сотрудников депо. - Он вспоминал, что в свое время стояло и по 240 вагонов в депо. По мере поступления новых вагонов меняется оснастка, модернизируются рабочие места. А в целом - рельсы есть рельсы, колеса как были круглые, так и остались. НЕПРИМЕТНЫЕ ДЕТАЛИ Внимательный посетитель обнаружит в трамвайном депо имени Русакова несколько реликвий прошлого столетия. Первая находится прямо у входа - это фрагмент первых въездных ворот. Сейчас о них напоминает лишь небольшой кусок стены, ворота, конечно, давно заменили. На входе в административное здание можно увидеть старинный фонарь. Сотрудники депо нашли его на складе, но историю его проследить пока не удалось. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СЛАВА Несмотря на то, что депо имени Русакова далеко от столичных туристических маршрутов, на его территории есть свой памятник, установленный в честь работников предприятия, павших на фронтах Великой Отечественной войны. - Его установили сотрудники депо. Сами собрали деньги и установили, - говорит Виктор Неклюдов, стоя у памятника, представляющего собой рельсы с красной звездой на фоне трамвайного колеса наверху и табличкой с именами по середине. На памятнике под надписью «Вечная память и слава» высечены 27 имен советских воинов, не вернувшихся домой. МОРКОВКИ ПРОТИВ САРАЕВ Единый трамвайный филиал Мосгортранса в 2015 году объединил пять депо Москвы, в числе которых и Русаковское - одно из самых старинных, по возрасту уступающее только трамвайному депо имени Апакова. Всех сотрудников поздравили со 105-летием предприятия, особенно отличившихся, по словам Алексея Бабина, премировали. Водитель Андрей Пашин проработал в русаковском депо уже 25 лет. Даже в том, с каким энтузиазмом он говорит о работе, чувствуется гордость за свое дело. - За все это время я успел поработать на всем, кроме, пожалуй, конки. Если правильно обращаешься с трамваем и водить умеешь, то все модели хорошие, - говорит Андрей Пашин. Когда речь зашла о самых удачных трамваях, опытный водитель поделился с нами местным профессиональным фольклором. - Самые лучшие вагоны, из тех на которых я работал - «морковки», вагоны 71-623. Зовем их так, потому что они почти все оранжевые, - с улыбкой рассказывает Андрей Пашин. - Ехать на них - все равно, что в самолете лететь. Менее лестного прозвища удостоился вагон модели 71-608К. Его в народе прозвали «сараем» за бескомпромиссно прямоугольный вид и сквозную продуваемость, но сейчас они уже не перевозят пассажиров. ЭПИЛОГ Транспортные предприятия были и остаются градообразующими, и секрет их многолетнего существования зачастую кроется в людях, которые работают там и любят свое дело. Трамвай стал неотъемлемой частью города, и многие москвичи надеются на него как на единственный «беспробочный» вид наземного транспорта. Впрочем, трамвайное депо имени Русакова никогда не подводило москвичей. Единственным случаем, когда трамваи не вышли на маршрут, стал период с 23 октября по 3 ноября 1917 года, дни Октябрьской революции. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Энциклопедия трамвайного дела
© Вечерняя Москва