Войти в почту

Долгое рождениеСудьба подлодки «Нерпа» сразу складывалась тяжело и подчас трагично. Её начали строить, присвоив заводской номер 518, на страпелях Амурского судостроительного завода в 1991 году. Обычно подводные суда такого класса делают четыре-пять лет. Но с «Нерпой» всё вышло иначе… К 1991 году уже четыре подобных подлодки несли службу в составе Тихоокеанского флота. «Нерпа» должна была встать в строй в 1996 году. Однако в начале девяностых для российской армии настали трудные времена. Амурский судостроительный завод реструктуризировали в ОАО — и предприятие практически сразу лишилось всех оборонных заказов. Атомное судостроение на Дальнем Востоке полностью свернули, а «Нерпа» «зависла» на страпелях.Подлодку могли отправить в утиль, а могли и достраивать на другом заводе. Решения не было, как не было и денег ни на один из двух вариантов.В 1999 году в Комсомольск-на-Амуре прилетел премьер-министр России Владимир Путин. Среди объектов, которые он посетил во время рабочего визита, был и ОАО Амурский судостроительный завод. — Лодку будем достраивать на месте, — озвучил Владимир Путин судьбоносное решение.«Нерпу» строили не торопясь. Работы по проекту ощутимо оживились лишь в 2004 году, когда тогдашний министр обороны Сергей Иванов побывал в Индии и договорился о передаче индийцам в аренду двух подлодок.В 2006 году АПЛ спустили на воду. Предполагалось, что до конца 2007 года она войдёт в боевой состав ТОФ. Представители Амурского завода подчёркивали, что «Нерпа» сильно отличается от первых лодок проекта 971. На АПЛ принципиально модернизировали все основные системы, в том числе системы навигации, акустики и гидравлики.Меж тем от общественности и СМИ скрывали факт, что «Нерпа» готовится к передаче в лизинг ВМФ Индии. Но кое-какая информация тем не менее периодически просачивалась в прессу. India Today писала, что АПЛ передадут Индии 15 июня 2008 года за 650 миллионов долларов. Назывался и срок аренды — 10 лет. «Рособоронэкспорт» предлагал увеличить стоимость ещё на 135 миллионов долларов, но Индия на такие условия не соглашалась.Позже, правда, была скорректирована дата передачи лодки — фигурировал уже декабрь 2009 года.В июле 2008 года «Нерпу» вывели из страпельного цеха и на плавдоке по руслу реки Амур доставили в город Большой Камень в Приморье. В Большом Камне находилась достроечная база завода, где трудились специалисты, осуществлявшие заводские и государственные испытания подлодок.В октябре этого же года АПЛ впервые вышла в море, а 31 октября совершила первое погружение. Хронология трагедииНа борту судна — 208 человек, втрое больше штатного экипажа, что объясняется необходимостью провести испытания и отладки. В основном это гражданские специалисты: сдаточный экипаж и представители завода. Военнослужащих на подлодке было 81 человек.8 ноября в 11:00 по местному времени «Нерпа» вышла на ходовые испытания из порта Большой Камень в Японское море.9 ноября в 3:30 на АПЛ неожиданно срабатывает система пожаротушения ЛОХ (лодочная объёмная химическая система пожаротушения). Два носовых отсека, как и положено, автоматически герметизируются, и туда начинает поступать фреон, задача которого — вытеснить кислород и погасить пламя. По инструкции экипаж в таком случае должен оперативно надеть ПДА (портативные дыхательные аппараты). Как выяснится позже, люди элементарно не успели это сделать.Срабатывание ЛОХ происходит на глубине 80 метров. В это время в загерметизированных первом и втором отсеках находится 41 человек. Почти половина из них погибла мгновенно. Члены экипажа из других отсеков пытаются помочь пострадавшим, надевая на них ПДА. Командир лодки запросил помощи у ближайших судов. «Нерпа» готовится к экстренному всплытию. Из Владивостока на помощь пострадавшей АПЛ выходят большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и корабль-спасатель «Саяны». Также поднимают военный вертолёт.В 4:30 лодка всплывает на поверхность воды. Четверых наиболее тяжёлых пострадавших забирает вертолёт, чтобы доставить в госпиталь во Владивостоке. Однако не успевает — люди погибают по дороге. Часть экипажа и тела погибших забирают подоспевшие «Трибуц» и «Саяны». «Нерпа» же своим ходом движется в порт Большой Камень. В 12:00 9 ноября она входит в порт практически одновременно с другими судами. Раненых отправляют в госпиталь в соседний военный городок Фокино.В Большом Камне и в Фокино практически вводится военное положение. В города пускают только тех, кто имеет местную прописку. Журналистов и других разворачивают обратно. Завод в Большом Камне также оцеплен военными.На проходной завода вывесили списки погибших и раненых. Правда, списки составлены с ошибками, и родственники мучаются от неведения, что стало с их близкими. Окончательные списки появляются чуть позже. В результате ЧП погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов. Ещё 21 человек пострадал в результате аварии. Игорь Дыгало, помощник главнокомандующего ВМФ РФ тогда отчитывался, что все они осмотрены ведущими специалистами медицинской службы ТОФ и угрозы для их жизни нет. «Расследование затянется»Главнокомандующий ВМФ РФ, адмирал Владимир Высоцкий заявил, что лодка после трагедии технически исправна. — Осмотр отсеков АПЛ, который специалисты провели у причала, позволил сделать вывод о её полной технической исправности, — отметил Владимир Высоцкий. Следственный комитет при прокуратуре не стал спешить с выводами и заранее предупредил, что расследование затянется надолго. Прокуратура же возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц». Официальная версияОбвиняемых, однако, нашли довольно быстро. Ими стали матрос-контрактник Дмитрий Гробов и командир АПЛ Дмитрий Лаврентьев. На Гробова возлагали львиную долю вины. 24-летний матрос якобы от скуки нажимал на различные кнопки запуска системы ЛОХ. Пароли для запуска по некоторым данным на время испытаний были записаны карандашом на листах бумаги, прикреплённых практически в каждом отсеке. Лаврентьева вначале обвинили в халатности: плохо инструктировал подчинённых; а затем — в превышении должностных полномочий. Вскоре Дмитрий Гробов дал признательные показания. Правда, матрос находился в шоковом состоянии, и показания были довольно невнятными. Выходило, что матрос был уверен, что ЛОХ отключён, и потому контрактник баловался с запуском системы.В 2009 году Дмитрию Гробову была назначена психиатрическая экспертиза, признавшая его полностью вменяемым. В марте 2011 года дело Гробова и Лаврентьева передали в суд. Матрос проходил по двум статьям: причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью по той же причине. Обвиняемый в халатности Дмитрий Лаврентьев (мол, командир принял решение о готовности выхода АПЛ в море при условии слабой подготовленности экипажа в вопросах знания и умения эксплуатировать вверенную матчасть) на заседаниях суда держался уверенно и заявлял о своей невиновности. Его адвокат говорил, что причиной трагедии на самом деле стало воровство государственных денег при строительстве. Дело рассматривалось судом присяжных. Военное сообщество и строители «Нерпы» настаивали, что Лаврентьев и Гробов лишь «стрелочники». В мае 2011 года начались слушания в закрытом режиме. В августе Дмитрий Гробов заявил, что оговорил себя под воздействием следствия.— Я даже не подходил к компьютеру. В момент аварии я был в первом отсеке, услышал команду о смене вахты и отправился заступать. Уже во втором отсеке услышал ревун, направился на верхнюю палубу, чтобы узнать, в чём дело. И тут сразу же полилась жидкость. Я понял, что это огнегаситель, и побежал в первый отсек на свой боевой пост. По дороге встретил гражданских, помог им включиться в ПДА. Успел предупредить людей на камбузе. Сам ПДА я не надел, нужно было объявлять тревогу. Удивлён, что остался жив, — рассказал Дмитрий Гробов.11 ноября 2008 года, по словам матроса, его забрали сотрудники ФСБ и угрозами вынудили подписать признание. 30 сентября 2011 года коллегия присяжных оправдала обоих обвиняемых. Родственники погибших плакали в зале суда и говорили, что за смерть их близких так никто и не ответит. Прокуратура с решением присяжных не согласилась — дело было отправлено на повторное рассмотрение в Тихоокеанский флотский военный суд. Однако и там в 2013 году Гробова и Лаврентьева оправдали.Прокуратура вновь подала апелляцию в Верховный суд, который в очередной раз оставил приговор без изменений. Гробов и Лаврентьев были окончательно оправданы.Официально виновных до сих пор нет. Делу присвоили гриф «Совершенно секретно».Председатель совета ветеранов ТОФ, бывший командир подводной лодки, капитан первого ранга в отставке Игорь Литвиненко считает, что оправдание экипажа «Нерпы» — случай из ряда вон выходящий.— Всегда в подобных случаях виноватым оказывается экипаж. И то, что тогда Лаврентьева и Гробова оправдали, — редкий и бесценный опыт. Очень сложно сейчас ответить на вопрос, кто же виновен в гибели двадцати человек. В длинной цепочке есть гнилое звено, которое не всегда очевидно. Здесь были и организационные несуразности, и какие-то нарушения при эксплуатации. Всё вместе по совокупности привело к трагическим последствиям. Очень жаль, что итоги расследования засекретили и они не стали предметом для обсуждения. Опыт трагедии пригодился бы подводникам, строителям, специалистам для того, чтобы впоследствии избежать подобного, — отметил Игорь Литвиненко. Версии военныхНесколько контр- и вице-адмиралов, офицеров высшего командного состава ТОФ и других флотов изначально были уверены в невиновности Дмитрия Лаврентьева и Дмитрия Гробова. По словам председателя Санкт-Петербургского клуба подводников, капитана 1 ранга запаса Игоря Кургина, системы пожаротушения на отечественных подлодках появились в 60-е годы прошлого столетия, когда на подводных кораблях участились объёмные пожары. — Так на подводных лодках появилась система ЛОХ — лодочная объёмная химическая. В качестве реагента, связывающего молекулы кислорода, использовали фреон-112 (ещё его называют хладон), — заявил СМИ Игорь Кургин. — Считалось, что он абсолютно безвреден для человека. Но первые же испытания показали, что он крайне опасен и ядовит. Фреон относится к веществам четвёртого класса опасности. Бесцветный газ со слабым запахом хлороформа. Обладает наркотическим действием, при больших концентрациях вызывает удушье. Теперь система пожаротушения автоматизирована. То есть срабатывает самостоятельно, когда датчики фиксируют повышение температуры или уровня задымлённости. При этом срабатывают ревуны, мигает свет, чтобы люди воспользовались средствами защиты. Увы, но были случаи несанкционированного срабатывания системы. Геннадий Яковлев, инженер-судоремонтник, назвал две версии произошедшего: неисправный тепловой датчик и человеческий фактор. — Кто-то мог элементарно закурить — что неудивительно, учитывая, какое количество гражданских было на борту. Новые системы мгновенно реагируют на дым. Дальше закрылись отсеки, фреон съел кислород, и люди задохнулись. Почему же они не надели кислородные маски? Либо оповещение сработало с опозданием, либо вообще не было никаких предупреждающих сигналов — просто пошёл газ, — пояснил Яковлев.Однако, как позже рассказывали выжившие и сам Дмитрий Гробов, ревун работал. Причём его было слышно в пострадавших отсеках. Главный научный сотрудник Института проблем морских технологий Геннадий Илларионов тогда нашёл логическое объяснение тому, что люди не надели ПДА. — На «Нерпе» было много гражданских лиц, которые не имели достаточной профессиональной подготовки, чтобы справиться с ЧП. По инструкции, как только заревела сирена, все члены экипажа должны надеть персональный дыхательный аппарат. Эти действия доводятся подводниками до автоматизма. Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДА, а если и были, то ими просто не умели пользоваться, — заявлял Илларионов. Вместо хладона — тетрахлорэтиленЧуть позже стали известны результаты проведённого лабораторией ДВГУ анализа состава огнегасителя. В специальных ёмкостях системы пожаротушения подлодки была ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена, а не чистого фреона. Концентрация вещества в сотни раз превышала смертельную дозу. Поставщиком смеси являлось предприятие из Санкт-Петербурга — «СервисТоргТехника». По словам представителей Амурского судостроительного завода, они работали с ним впервые. Документы подтверждали соответствие доставленной смеси техническим условиям. Полный анализ состава перед закачкой на АПЛ не проводился, было лишь подтверждено, что это фреон. Кстати, смесь фреона с тетрахлорэтиленом дешевле чистого фреона на 5,5 миллиона рублей.Но «СервисТоргТехника» так и не были наказаны: не удалось отследить изначального поставщика. Если бы в системе ЛОХ был чистый фреон, то люди, находящиеся в отсеках, лишь потеряли бы сознание. Смертей удалось бы избежать. В то же время бывший директор завода «Звезда» Игорь Борбот подозревается в крупном мошенничестве при строительстве судостроительной верфи. Ему и его партнёрам приписывают хищение 4 миллиардов рублей. Кроме того, Борбота подозревают в хищениях при строительстве АПЛ «Нерпа». Внутренний аудит выявил недостачу в полмиллиарда рублей. Сам Борбот сейчас находится в исправительном учреждении в США — в ближайшее время его могут экстрадировать. Он пропал, когда в рамках дела по «Нерпе» было выдано постановление о его задержании. «Нерпа» стала «Чакрой»После трагедии, чтобы восстановить подлодку, потребовалось почти два миллиарда рублей. Часть оборудования разрушилась под воздействием тетрахлорэтилена — активного растворителя. Фальшивый огнегаситель заменили на штатный, изменили алгоритм управления системой ЛОХ и переподготовили сдаточную команду.Команду пришлось формировать достаточно долго, поскольку люди отказывались выходить в море на «проклятой» лодке. 10 июля 2009 года всё же начались повторные ходовые испытания. Сроки передачи АПЛ Индии вновь переносились: испытания шли достаточно медленно. Индия была бы уже и рада отказаться от «Нерпы», но условия контракта не позволяли этого сделать. И в январе 2012 года многострадальная подлодка всё же была передана Индии сроком на 10 лет. Торжественная церемония состоялась в Большом Камне, в ней приняли участие посол Индии и командующий Восточным военным округом. На церемонии присутствовал и Дмитрий Лаврентьев: его пригласили индийцы. В апреле 2012 года АПЛ «Нерпа» уже под названием «Чакра» (Chakra) в порту базирования Вишакхапатнам была принята в состав ВМФ Индии. Общая стоимость контракта составила 900 миллионов долларов.Но на этом злоключения АПЛ не закончились. Совсем недавно, в октябре этого года, стало известно, что «Чакра» получила повреждения в порту Вишакхапатнам. Индийские ВМС умалчивают об обстоятельствах аварии, однако известно, что в обтекателе носовой антенны гидроакустического комплекса образовалась дыра размером полтора на полтора метра. Предварительный отчёт индийской комиссии сообщал, что авария вызвана «техническими причинами». Такая формулировка российскую сторону не устроила, и в Индию прибыла комиссия, которая занимается расследованием случившегося. АПЛ «Чакра» после инцидента в море пока не выходила.

Виновных не нашли
© Дальний Восток