Жертвы корысти. Как Вильшенко и Ко выводили бюджетные деньги

Жертвы произвола или ловкие коммерсанты? Обвиняемым Екатерине Краснихиной и двум бывшим гендиректорам ООО «Нерудная компания “Бердяуш”» Дмитрию Супруну и Владимиру Гацу инкриминируется совершение растраты в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Следователи считают, что в период с 2010 по 2014 год менеджеры «Бердяуша» во главе с бывшим топ-менеджером РЖД Сергеем Вильшенко, который сейчас находится в розыске, похитили свыше 142 млн рублей. При этом была использована схема заключения контрактов в аффилироваными с ними фирмами-«однодневками» - ООО «СтройКомплекст», Русская промышленная корпорация и ПТК «Уралснабкомлект». Сейчас подозреваемые отрицают все обвинения и пытаются представить дело заказным, а себя – жертвами произвола со стороны следственных органов. Между тем на днях стали известны новые факты, больше свидетельствующие об обратном. Бывший директор «НК “Бердяуш”» Екатерина Краснихина некоторое время оставалась под подпиской о невыезде и надлежащем поведении только благодаря тому, что находилась на позднем сроке беременности. Все остальные фигуранты уголовного дела в августе были помещены в СИЗО. По информации «Коммерсанта», только в июле-августе Краснихина сняла со своих счетов и по доверенности со счета господина Вильшенко (на тот момент они не были заблокированы), более 7 млн долларов. Часть средств была переведена на счета в Германию и США. Следователи полагают, что обвиняемая использовала свободу, чтобы продолжить преступную деятельность и вывести похищенные деньги за границу. Но и после этого суд не поместил Краснихину в СИЗО, а оставил под домашним арестом. После рождения ребенка в сентябре этого года, по информации сотрудников УИН, Краснихина продолжала нарушать закон. При обыске в ее квартире были обнаружены несколько ноутбуков и мобильных телефонов. Полученная из них информация подтвердила, что экс-директор через банковские счета соей матери перевела за границу многомиллионные суммы. Откуда деньги Нерудная компания «Бердяуш» специализируется на поставках щебня для ОАО «Российские железные дороги». В начале 2014 года предприятие полностью перешло под контроль сына генпрокурора России Артема Чайки (он выкупил 100% акций предприятия). Он и инициировал независимую проверку, во время которой выявилось, что директора, в разное время возглавлявшие компанию, в общей сложности вывели с ее счетов около 146 млн рублей. Следственные органы полагают, что Дмитрий Супрун, Екатерина Краснихина, Владимир Гаца и замдиректора по экономике Елена Дорожевич подписывали фиктивные договоры с подконтрольными себе фирмами. Таким образом и осуществлялся вывод средств. Эту и другие схемы махинаций подтверждает и бывший глава НК «Бердяуш» Гаца, который согласился на сделку со следствием и активно дает показания. Более того, он раскрывает фамилии тех, кто стоял за хищениями в особо крупных размерах. Однако не все обвиняемые решили добровольно признать вину, раскаяться и рассказать обо всех махинациях. Та же Екатерина Краснихина и ее адвокаты ссылаются на то, что прежний собственник компании не имел претензий к работе руководства. Линия защиты Краснихиной строится на том, что Сергей Вильшенко сам у себя похищал деньги. Кто владелец Доля правды в этой позиции есть. Дело в том, что до февраля 2014 года владельцами НК «Бердяуш» были ООО «Омега» (95%) и некто Тухтеев (5%) – их доли и купил Артем Чайка за 334,9 и 17,6 млн рублей соответственно. Вместе с тем, по данным базы СПАРК, цепочка была куда более сложной: ООО «Омега» связана с ЗАО «Восток», ЗАО «Форб», совладельцами которых указаны частные лица Геворкян (76,4%) и Мизякин (24,6%). Сергея Вильшенко в списке официальных собственников НК «Бердяуш» нет и не было. Защита Краснихиной строится на том, что статья 160 УКРФ является статьей частно-публичного обвинения, и для возбуждения по ней уголовного дела необходимо заявление потерпевшего, иначе говоря, собственника похищенных средств. Но Вильшенко не подавал такого заявления, следовательно, дело в отношении Краснихиной и других подозреваемых не отвечает требованиям процессуального законодательства. Правда, при этом умалчивается, что потерпевшим в деле является не физическое лицо, а юридическое – НК «Бердяуш». И неважно, кто является ее настоящим или фиктивным собственником. Чайку не проведешь После покупки акций НК «Бердяуш» Артемом Чайкой компания выиграла конкурс на покупку контрольного пакета Первой нерудной компании. Для управления ее активами была создана УК «ПНК», собственниками которой стали Чайка и Сергей Вильшенко, который попытался получить доли во всех структурах, связанных с ПНК. В частности, Вильшенко предложил Артему Чайке 80% в связанном с ним ООО «Нерудвзрывпром» в обмен на 20% доли в НК «Бердяуш». Сделка сорвалась сразу, как только выяснилось, что названная Вильшенко компания была с ним аффилирована и что это - «пустышка». Эту историю Екатерина Краснихина вместе с адвокатами также использует для своей защиты. Она заявляет, что уголовное дело против нее и других руководителей «Бердяуш» заказал Артем Чайка, чтобы не выполнять условия меморандума об обязательствах. Но меморандум, на который ссылается подозреваемая, говорит о том, что доля в НК «Бердяуш» переходит после того, как компания выполнит свои кредитные обязательства перед «Сбербанком». О том, что сроки выплаты задолженности истекли в 2014-м, а не в 2017 году, Краснихина и другие подозреваемые умалчивают. Кто такой Вильшенко 42-летний Сергей Вильшенко – сын бывшего первого секретаря горкома КПСС города Златоуста Геннадия Вильшенко, который после распада СССР руководил местным подразделением ФСБ. В начале 2000-х Вильшенко-младший был осужден. Однако это не помешало ему стать генеральным директором торгового дома ОАО «Российские железные дороги». Наблюдатели говорят, что свои связи среди руководства РЖД Вильшенко мог использовать для махинаций с денежными потоками дочерних компаний монополиста. Имя Вильшенко связывают с так называемой «дорожной революцией», которую объявил в свое время экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Речь идет об аффилированных с Вильшенко 257 подставных фирмах. С их помощью осуществлялись хищения бюджетных миллиардов на строительство и ремонт автодорог.