Войти в почту

Почему зарплата - не всегда самый мощный мотиватор?

Сотрудник офиса Inventionland Design Factory Британские исследовали изучили системы мотивации в крупнейших компаниях, работающих на местном рынке. Результаты исследования показали, что деньги не являются ключевым мотиватором для сотрудников среднего и высшего звена. Американский онлайн-сервис Glassdoor на днях опубликовал результаты масштабного исследования, основанного на оценках сотрудников компаний, которые те выставляют анонимно. Оно было проведено совместно с Королевским институтом управления Великобритании (Chartered Management Institute). На его основе Glassdoor и британские учёные сформировали рейтинг 20 лучших компаний страны, которые способны обеспечить персоналу наиболее комфортную атмосферу для работы. Из крупных IT-компаний в топ-20 рейтинга вошли Badoo, ScyScanner и Facebook. По сути, рейтинг Glassdoor показал, в каких британских компаниях лучше всего справились со сложной системой мотиваций сотрудников. Чем более замотивированы были сотрудники, тем лояльнее относились они к компании, тем более высокую строку в рейтинге в итоге компания заняла. На этом моменте мы задались вопросом: а чем отличаются ожидания сотрудников в Великобритании и в России, и есть ли разница в подходах к мотивации сотрудников в наших и британских IT-компаниях? Гамаки, самокаты и прочие «плюшки» Опытом делится руководитель сервиса трудоустройства и профориентации «Антирабство» Алена Владимирская: «В российских офисах самым распространённым способом повысить лояльность персонала по-прежнему остаются те самые «плюшки»: красивые офисы, завтраки, обеды и ужины для всех сотрудников, гамаки, бассейны, самокаты. На самом же деле для IT-персонала наиболее важные мотивационные факторы сейчас – это высокая зарплата в сочетании с интересными задачами. В некоторых российских госкомпаниях условия работы такие же заманчивые, как и в частных корпорациях. Но программистов нелегко убедить идти работать к ним – бюрократия и неинтересные задачи перевешивают, и айтишники устраиваются сюда только если в других местах им по какой-то причине работать неудобно». Слова Алены подтверждает и создатель платформы для знакомств и общения Badoo, вошедшей в 20-ку рейтинга Glassdoor, Андрей Андреев: «Многие руководители IT-компаний упускают важную вещь. Они пытаются увлечь сотрудников, поднимая им зарплаты и добавляя все новые и новые опции вроде бесплатного питания, тренажёрного зала, массажа, маникюра, потрясающих вечеринок и прочего. У нас это всё тоже, безусловно, есть. Но для специалистов высокого уровня гораздо важнее мотивация иного рода – через интересные задачи». По словам Андреева, в Badoo инженеры, дизайнеры, тестировщики каждый день работают над целым рядом интересных решений, связанных с безопасностью и новыми возможностями – это и фотоидентификация, и технологичный сервис «Двойники», и видеочаты. Андреев подчёркивает, что сотрудники могут работать в рамках целой группы проектов, переключаясь от одного к другому: от Badoo к Bumble, от Bumble к Huggle, от Huggle к Chappy и т.д. У каждого проекта есть свои особенности и любопытные технические задачи. «Важно, что это не мелкие кейсы, как это бывает в агентствах, а крупные долгоиграющие проекты», – поясняет Андрей Андреев. В западных компаниях, в той же Великобритании зарплата и фиксированные премии тоже считаются важным мотивационным фактором. Это объединяет сотрудников IT-компаний по всему миру. Мотивация в деньгах Управляющий партнёр российской компании Safecrow Кэмпбел Бетвейт считает: «В конечном итоге красивый офис, еда и офисные развлечения не являются долгоиграющей мотивацией. Лучше всего работает система, которая напрямую связана с успехом самого бизнеса. Сильный стимул для большинства людей – это собственный уровень дохода, основанный на достижении KPI, который превышает рынок. Поэтому при старте бизнеса необходимо оценивать эффективность мотивационной программы в деньгах, в доходе, который она помогает генерировать. И задача HR разработать такую программу, которая при индивидуальном подходе могла бы вносить вклад в развитие бизнеса». Кира Кузьменко, глава digital кадрового агентства New.HR также считает, что деньги правят балом: «Кадровый рынок в сфере digital абсолютно кандидатский. Когда всем вокруг нужны JS- и Android-разработчики, которых ещё и переманивают зарубеж, поневоле начинаешь придумывать все, что угодно, чтобы оставаться привлекательным работодателем. Деньги остаются существенным мотиватором». Медицина – наше всё! Среди факторов повышения лояльности, которые отличают западных айтишников от наших, Алёна Владимирская называет удобную инфраструктуру – медицинскую страховку для сотрудника и членов его семьи, экологичность офиса, расстояние от дома до работы (это подтверждают и результаты другого английского исследования, говорящего о том, что лишние 20 минут в пути на работу производят такой же негативный эффект, как сокращение зарплаты на 19%). «Западные программисты вообще значительно больше наших ориентированы на семью. Поэтому они особенно лояльны к тем компаниям, которые помогают семьям при релокации, развивают начальные программы для детей, создают целые городки, где сотрудники могут жить вместе с семьями и недалеко от офиса», – рассказывает Владимирская. Российские айтишники при устройстве на работу интересуются другими условиями: возможностями карьерного роста, участием в профессиональных конференциях и медицинской страховкой (здесь Алёна Владимирская отмечает, что среди всех соискателей представители IT-сферы ответственное остальных относятся к собственному здоровью). Под руководством профессионала на Бали Также для сотрудников российских IT-компаний в приоритете личность руководителя или создателя этой компании. Нашим программистам важно работать под руководством профессионала самого высокого уровня, в то время как на западе все бизнес-процессы автоматизированы и отданы в автономное управление отделам. Несколько интересных способ мотивировать сотрудников подсказывает Кира Кузьменко. Например, сейчас принято открывать офис в Европе – в Берлине или Амстердаме – именно для того, чтобы удержать сотрудников, нацеленных на релокацию. Многие компании, по её словам, также учатся работать с распределённой командой. В некоторых случаях это единственный способ не потерять сотрудника, который уедет на Бали и легко найдёт себе другую работу. Просто крутой продукт «Есть совсем немного компаний, которые могут себе позволить не задумываться над дополнительной мотивацией. Они обладают редкой ценностью: крутой продукт и адекватный собственник. Это обычно небольшие команды, харизматичные, драйвовые, с очень комфортной культурой и гибкими условиями. И к ним обычно стоит очередь желающих поработать», – говорит Кира Кузьменко. Мнения спикеров собрала Александра Вяль

Почему зарплата - не всегда самый мощный мотиватор?
© Sostav.ru