Войти в почту

Под колпаком: поможет ли контроль над автомобилями предотвращать теракты

Умышленный наезд на пешеходов в Нью-Йорке стал продолжением цепи террористических актов, совершенных с использованием автотранспорта. Только за последний год такого рода атаки были произведены в Лондоне, Барселоне и Стокгольме. Самым тяжелым — по количеству жертв — стал таран людей на Английской набережной в Ницце, совершенный в июле прошлого года: тогда погибло 86 человек, 430 получили ранения. Масштаб трагедии обусловлен тем, что большое количество туристов пришло на набережную посмотреть фейерверк по случаю Дня взятия Бастилии. Использование автотранспорта в террористических целях легко объяснимо — провезти через границу или приобрести на месте огнестрельное оружие не так-то просто. Даже в США, где в гражданском обороте находятся десятки миллионов «стволов», террорист не смог раздобыть ничего страшнее пневматического пистолета и пейнтбольного маркера. А вот малотоннажный грузовик он легко арендовал. Отметим, что преступник, задавивший людей в Ницце, так же взял грузовик в прокат за несколько дней до теракта. Конечно, автомобили невозможно контролировать так же тщательно как оружие, взрывчатые вещества или их прекурсоры. Однако системы слежения, которые получают распространение на транспорте, теоретически затруднят или даже вовсе воспретят доступ злоумышленникам. Принудительная остановка Такого рода системы уже реализованы сервисами краткосрочной аренды автомобилей. Операторы каршеринговых парков не только контролируют перемещения машин, но и отслеживают потенциально опасные ситуации — превышение скорости, резкие маневры. Если поведение клиента кажется подозрительным, двигатель прокатной машины может быть дистанционно заглушен. По словам PR-менеджера сервиса YouDrive&PUMP Анастасии Егоровой, подобная мера будет применена, если пользователь попытается отключить контролирующее оборудование, выехать за пределы разрешенной зоны или, например, преследуется полицией: «Но это делается в самом крайнем случае. В первую очередь с нарушителем пытается связаться служба безопасности, если это сделать не получается, мы в ручном режиме выбираем наиболее безопасный момент для выключения двигателя, когда машина замедляется», — подчеркнула она. Функция блокирования двигателя может быть включена в систему ЭРА-ГЛОНАСС, установка которой является обязательной для всех новых автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Об этом в прошлом году было заявлено на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки электронно-компонентной базы. Таким образом, в будущем сотрудники ГИБДД получат возможность мгновенно выключать двигатель любого транспортного средства. «Технически, это легко реализуемо хоть сегодня, — подтвердил Forbes директор по корпоративным коммуникациям «НИИМЭ и Микрон» Алексей Дианов. — В случае, если машина оборудована соответствующими блоками, сигнал может быть передан в рамках сети GPRS». Однако, продолжил эксперт, для этого необходима соответствующая законодательная база. «Очевидно, Россия не может навязать требование установки такой аппаратуры международным автоконцернам. Ведь одно дело, блок для слежения за местоположением, другое — дистанционное управление. Речь идет о межправительственных соглашениях, выработке определенных стандартов». Возможно, в будущем такое соглашение будет достигнуто: по информации международной организации WikiLeaks, после теракта в Ницце власти стран ЕС действительно обсуждали возможность оборудовать каждый автомобиль устройством для дистанционного отключения подачи топлива. Обратная сторона безопасности Возможность дистанционного манипулирования личным транспортом оценивается неоднозначно — ее противники указываю на то, что время реакции правоохранительных органов значительно превышает продолжительность самого теракта. Кроме того, подобные устройства ведут к росту злоупотреблений со стороны полиции и спецслужб. «Никакие теракты это предотвратить не поможет, — уверен координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. — Давайте просто посчитаем: на скорости 60 км/ч автомобиль проезжает 15 метров в секунду. Если на тротуаре много людей, скажем, один человек на квадратный метр, то машина за секунду успеет задавить 30 человек. Понятно, что реакция правоохранительных органов измеряется отнюдь не в секундах. Словом, это заведомо провальная идея, которая послужит разве что инструментом дополнительного ограничения прав граждан». Интерес спецслужб к взлому автомобильных систем был подтвержден публикацией WikiLeaks части архива Vault 7, включающего 9 000 разнообразных документов ЦРУ. Из них стало известно, что разработка способов получения контроля над транспортным средством обсуждалась в 2014 году. Год спустя инженер по безопасности Twitter Чарли Миллер и глава фирмы IOActive Крис Валасек смогли перехватить контроль над внедорожником Jeep Cherokee, находясь в 15 километрах от автомобиля — им удалось деактивировать тормоза, после чего машина съехала в кювет. Заказчиком открытого исследования выступило Управление перспективных проектов Минобороны США (DARPA). После публикации в журнале Wired Magazine, концерн Fiat-Chrysler представил апдейт программного обеспечения, исключающий возможность стороннего вмешательства в управление автомобилем.