Выживут не все. Как изменится жизнь HR-ов в будущем

Если вы не дружите с электроникой, прощайтесь с Human Resource: в профессии вам не остаться. Когда роботы наступают на пятки, прогнозы для ряда коллег неутешительны. Как изменится поиск персонала в будущем и к чему стоит готовиться уже сейчас – порталу HR-tv.ru рассказала Наталья Колосова , директор департамента по работе с персоналом Xerox Евразия. Роботы среди нас За последние годы подход к поиску персонала значительно изменился и продолжает эволюционировать, двигаясь в сторону автоматизации. Конечно, компании продолжают активно использовать традиционные рекрутинговые сервисы, а также рекомендации уже нанятых сотрудников в качестве инструмента подбора персонала, но новейшие технологии быстро прокладывают себе дорогу в HR. Уже сейчас роботы успешно справляются с обзвоном и первичным интервьюированием людей на low- и middle-позиции. Когда кандидат отвечает на вопросы, машина считывает его ответы и эмоции, анализирует их и сообщает менеджеру, подходит ли этот человек. Что интересно, исследования показали, что такой робот обрабатывает в разы большее количество резюме из любых открытых источников и делает больше операций, чем обычный HR-специалист. Автоматизация рекрутинга, или Как заглянуть в будущее Поиск руководителей и специалистов узкого профиля сейчас не автоматизирован и вряд ли будет автоматизирован в будущем. На таких сотрудников всегда очень высокий спрос, равно как и весомый ряд требований и ожиданий к последующему уровню отдачи и вовлеченности со стороны компании, и к ним нужен индивидуальный подход. Поэтому на первый план здесь выходят не цифровые инструменты, а рекомендации в профессиональном сообществе. Если же речь идёт о найме рядовых специалистов, в этом случае можно говорить о применении систем, которые автоматизируют, ускоряют и упрощают процесс поиска и отбора новых сотрудников, успешно интегрируясь с рекрутинговыми сервисами, облачными решениями и социальными сетями. HR-специалисту достаточно указать требования к кандидатам – и программа будет передавать информацию о кандидатах, найденных по заданным параметрам. В будущем подобная система сможет самостоятельно связаться с кандидатом для проведения короткого, базового телефонного интервью и согласовать время встречи. В настоящее время R&D-центры активно ведут разработки такого рода решений. Один из самых перспективных инструментов, доступных благодаря автоматизации, — это предиктивная аналитика на базе больших данных (Big Data). Эта технология позволяет «спроектировать» с высокой долей точности карьерный путь отдельно взятого кандидата. Для этого система обрабатывает информацию об успешных сотрудниках компании, выделяя их общие черты и характеристики, которые затем проецирует на пул обрабатываемых резюме соискателей. Разумеется, наличие этих схожих признаков у кандидата не может являться единственным и достаточным основанием для последующего решения о приёме на работу. Однако HR-специалист может использовать эти данные как отправную точку при планировании и проведении очного интервью. Таким образом, предиктивная аналитика открывает перед нами привлекательные возможности для более качественного подхода к рекрутмент-процессу, но чтобы быть уверенными в эффективности данного метода, надо обладать ресурсами для аккуратного и постоянного ведения большого массива данных с подробной и достоверной информацией о каждом сотруднике. Инструменты прогрессивного рекрутера В наши дни одним их основных помощников HR-специалиста является актуальная база данных о кандидатах, интегрированная в рекрутинговые сервисы и социальные сети. Компании, которые особенно активно внедряют новые технологии, также используют при общении с кандидатами различные мессенджеры и чат-боты. Это позволяет существенно сократить время поиска подходящего кандидата и дальнейшего принятия решения, что удобно и выгодно как для работодателя, так и для кандидатов. Современные технологии решили также и проблему расстояний при удаленном поиске персонала. HR-специалист может проводить интервью в режиме онлайн, используя все доступные современные технологии коммуникации без необходимости физически находиться в регионе поиска персонала. Таким образом, компания может экономить на командировках HR-персонала, при этом обеспечивая необходимыми человеческими ресурсами любой филиал компании. Заменит ли искусственный интеллект HR-специалистов? Искусственный интеллект определённо сможет взять на себя технические функции HR-специалистов, как то обзвон и начальное (базовое) интервью кандидатов. Документы для приёма на работу отвечают общим законодательным требованиям, так что частичное ведение кадрового документооборота может быть автоматизировано. Однако для замены человека машинами сначала надо сформировать базы данных с выделенным ресурсом на их поддержание и постоянную актуализацию; сформулировать наборы скриптов, необходимые для функционирования новых систем. Многие компании уже сейчас ведут эту работу, готовясь внедрить новые технологии рекрутинга и кадрового делопроизводства. В результате развития специализированных онлайн-ресурсов спрос на услуги рекрутинговых агентств по подбору рядовых сотрудников постепенно начинает снижаться. С уверенностью можно предположить, что по мере внедрения автоматизации сократится и потребность компаний в большом штате HR-специалистов. Но это не значит, что профессия станет невостребованной. Необходимо адаптироваться к новым реалиям: учиться программировать автоматизированные HR-системы, управлять искусственным интеллектом и описывать бизнес-процессы в области HR на языке алгоритмов. Ведь даже если робот может самостоятельно проводить интервью кандидатов, его действия надо контролировать. Подведём итоги Всё указывает на то, что в будущем люди и роботы будут работать вместе. Поэтому, чтобы оставаться востребованными на рынке труда и быть эффективными партнерами для бизнеса, всему HR-сообществу предстоит расширить навыки взаимодействия с продуктами высоких технологий. Возможно, HR-специалистов станет меньше, но эта профессия всё же останется востребованной. Ведь даже если искусственный интеллект в этой сфере достигнет определенных высот, управлять им предстоит все равно HR-специалисту — человеку. Более того, функция HR во многом состоит из большого объема коммуникаций и обмена информацией (между штаб-квартирой и филиалами; между бизнес-подразделениями; между руководителями и сотрудниками и т. д.). А значит, в компаниях всегда будет место и необходимость для данного человеческого общения, которое лежит в основе успешной и слаженной работы любого коллектива. Фото Pixabay

Выживут не все. Как изменится жизнь HR-ов в будущем
© HR-tv.ru