Войти в почту

Экономическую активность Центробанк собирается прогнозировать по данным СМИ

В ЦБ увлеклись анализом больших объемов данных. Рост или снижение экономической активности можно прогнозировать на основе анализа публикаций СМИ, считают аналитики Банка России. Они проанализировали около 50 тысяч ежедневных новостей с некого экономического интернет-ресурса за период с января 2014-го по август текущего года. Всего было выделено 50 ключевых тем, в том числе связанных с валютным курсом, нефтью, банковским сектором, ситуацией в США. На основе этих данных был построен индикатор, который смог достаточно точно предсказать движение индекса экономической активности PMI. Он позволяет оперативно оценивать ситуацию в экономике до публикации официальной статистики, но пока он «авторский»: об официальном индикаторе ЦБ речи не идет, пишут «Ведомости». Можно ли путем анализа большого числа публикаций в СМИ оценить состояние экономики? Говорит сооснователь «Битрикс 24» Сергей Рыжиков: — Вообще, методика работы с большими данными основывается на анализе предыдущих периодов и предыдущих закономерностей. В принципе, если сравнить большие объемы, и в данном случае, видимо, сравнивали публикации, содержимое этих публикаций, частоту и какие-то другие дополнительные метрики на предыдущих периодах, выявили корреляцию, то есть зависимость между ростом, между тем, что интересовало ЦБ, и публикацией новостей. Обычно построенная гипотеза потом проверяется в ближайших периодах, и на основании этого делается заключение, насколько она достоверно позволяет прогнозировать рост или падение. Зачастую этого достаточно для начала использования алгоритма, и, возможно, в данной ситуации ЦБ рассчитывает, что получил необходимый инструмент для прогноза. Единственное, что у подобных моделей есть некоторая погрешность, когда случаются неожиданные моменты, неожиданные события, которых не было ранее в истории. Тем не менее, для большинства участков времени эта модель прогноза будет работать и вполне успешно. — За рубежом что-то такое подобное проводилось или вы тоже впервые услышали про это? — Вы знаете, очень много проектов, связанных с большими данными, очень много заказывают самые разные государства для аналитики и построения прогнозов. Точно ли такой модели, не могу сказать, но большие данные используются повсеместно как крупным бизнесом, так и государственными структурами. — Если все-таки этот анализ будет расходиться с теми же данными Росстата, то, на ваш взгляд, кому здесь все-таки больше следует верить? Вы просто как обычный человек какому результату бы больше поверили? — Я бы поверил большим данным. Экономисты пока не очень доверяют анализу больших объемов данных. Объясняет руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов: Василий Колташов руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений «Можно использовать СМИ, публикации по экономике для ретроспективного анализа, но не для перспективного. Перспективный анализ — дело настолько сложное, что положиться здесь на СМИ как на фактор в значительной мере случайный, потому что могут преобладать какие-то совершенно неадекватные темы, неадекватные оценки, просто было бы ошибочными тенденциями. Например, в 2008 году были популярны такие ошибочные тенденции о том, что скоро всем будет не хватать еды, потому что для производства биотоплива потребуется вся кукуруза и огромное количество пшеницы еще. Естественно, это все не оправдалось, цены на продукты упали. Поэтому если бы мы отталкивались в тот момент от публикаций в СМИ, то ничего невозможно было бы спрогнозировать. И подобных ситуаций за последние десять лет было много. Мы в зоне турбулентности, поэтому если в условиях стабильного, устойчивого экономического роста вы можете просто на основе публикаций делать вывод, что будет рост, потому что, в принципе, и так понятно, что он будет, то сейчас вы не можете, опираясь на масс-медиа, делать вывод о какой-то перспективе просто так, не анализируя внимательно позицию экспертов, не изучая данные. То есть это, мне кажется, все-таки ошибочный метод». О том, что Центробанк будет анализировать большие данные, собранные из социальных сетей и онлайн-магазинов, рассказывал в августе Bloomberg директор департамента исследований и прогнозирования регулятора Александр Морозов. Ранее в Центробанке отмечали, что официальная статистика «запаздывает». Например, данные о ВВП публикуются раз в квартал с задержкой в месяц-полтора после его окончания, что не позволяет оперативно отслеживать его динамику.

Экономическую активность Центробанк собирается прогнозировать по данным СМИ
© BFM.RU