«Цифровизация свершилась, что дальше? Реклама, регионы, измерения» - под таким девизом 25-26 октября прошел XXI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей. Форум состоялся при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В приветственном письме участникам и гостям Конгресса Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что в последние годы благодаря НАТ «было многое сделано для того, чтобы на нашем телевидении появились передовые технологии, в том числе и цифровые». Цифровизация до неузнаваемости меняет нашу повседневную жизнь и в ближайшее время изменит телевидение. По словам председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, региональные телеканалы рискуют столкнуться с наиболее болезненными формами адаптации к новой цифровой реальности. Выступая на первом пленарном заседании Конгресса, он отметил: «В связи с этим свою задачу как законодателя вижу в том, чтобы поддержать наиболее перспективные практики и помочь лучшим региональным коллективам адаптироваться к непростым реалиям завтрашнего дня». В целях поддержки регионального рекламного рынка в Госдуму был внесён законопроект об увеличении разрешенной продолжительности рекламы способом «бегущей строки», который Комитет Госдумы по информполитике планирует поддержать. Одним из важнейших достижений цифрового ТВ является мировое признание исторического факта, что цифровое ТВ вещание отнесено к родоначальникам и лидерам цифровой экономики и впервые реально подтвердило преимущества комплексной цифровизации целой отрасли, решившей большие информационные и экономические задачи. Об этом сообщил профессор М.И.Кривошеев, главный научный сотрудник НИИ Радио. «Оно стало убедительным международным примером и стимулом для всех других отраслей, которые включаются в цифровую экономику, опираясь на опыт и результаты цифрового телевещания», - отметил он в своем докладе. М.И.Кривошеев призвал индустрию телерадиовещания включиться в создание инфокоммуникационного обеспечения старта внедрения различных сфер цифровой экономики в соответствии с Правительственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и мероприятиями по ее реализации. Спикеры обсудили проблемы снижения объемов просмотра телеканалов и перетекания рекламных бюджетов в интернет. Видеоформаты, которые являлись когда-то прерогативой телевидения, уже долгое время используются на YouTube и других подобных сервисах, рекламодатели активно идут к популярным блогерам. В рамках тематических секций участники Конгресса говорили о сегодняшних вызовах, взаимодействии с кабельными операторами, способах продвижения в социальных сетях, делились опытом создания конвергентных редакций и особенностях аудитории через призму Теории поколений. Имея все это в виду, телеканалы начинают вести две параллельные сетки — телевизионную и digital. Так, по словам Яны Чуриковой, руководителя каналов молодёжного и музыкального вещания MTV, мысли о том, что одно другому помешает, не оправдались – наоборот, это приводит к конверсии онлайн-аудитории в классическую телевизионную. По мнению большинства спикеров, качественный видеоконтент остается в приоритете и телекомпаниям необходимо оставаться контентными компаниями, производителями содержания, которое распространяется по всем каналам, включая паблики, мессенджеры, соцсети и другие цифровые каналы и платформы. На конгрессе выступили Екатерина Ларина (Минкомсвязь РФ), Андрей Романченко (РТРС), Вадим Субботин (Роскомнадзор), Сергей Пискарев (ТПП РФ, НРА), Константин Абрамов (ВЦИОМ), Юрий Припачкин (АКТР), Александр Малькевич (ОП РФ), Роман Кохановский (Яндекс), Алина Сулейманова (ТК «Вся Уфа»), Юрий Зинчук (ТК «Санкт-Петербург»), Елена Бальмонт (Viacom International), Михаил Микшис («Макс Медиа Групп», Сочи), Владимир Злоказов («Студия 41», Екатеринбург), Роман Климас («МКР-Медиа»), Евгений Никифоров (Shepra S Pro) и др. В форуме приняли участие телевещатели, контент-агрегаторы, медиаизмерители, операторы связи из Абакана, Астаны (Казахстан), Астрахани, Белгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Краснодара, Красноярска, Махачкалы, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Пензы, Перми, Ростова-на-Дону, Салехарда, Санкт-Петербурга, Симферополя, Сочи, Сыктывкара, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска, Якутска и многих других городов России и ближнего зарубежья. 25 октября состоялась церемония вручения пятой Премии имени Владимира Зворыкина, изобретателя электронного телевидения, за выдающиеся заслуги в области развития технологий и инженерных решений в сфере телевещания. Награждение лауреатов прошло на ВДНХ, в первый день работы XXI Международного конгресса НАТ и Международной выставки NATEXPO. Ведущей церемонии стала Ирина Россиус, журналист, телеведущая канала «Россия 1». Обладателями Премии в номинации «За личный вклад в развитие телевидения, радиовещания и связанных с ними технологий» в 2017 году стали генеральный директор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) Андрей Юрьевич Романченко и генеральный директор «?азмедиа орталы?ы» (Казмедиа Центр, Астана, Казахстан) Мирболат Хайратович Аюпов. Лауреатами Премии еще в трех номинациях стали ФГУП «Космическая связь» (завершение формирования спутниковой инфраструктуры в рамках реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ в 2009-2018 гг.»), «Видау Системс» (технология полного цикла производства ПТС, включающая проектирование и изготовление кузовов с выдвижными бортами в России) и ТТЦ «Останкино» (создана новая транспортная медиасеть на основе технологии video-over-IP и технологическая база для поэтапного перехода к производству и вещанию в формате UltraHD/4K в 2018 году). В шорт-лист номинантов Премии также вошли: «Москва Медиа», «Первый канал», «Дигитон Системс», «Мовиком», Digital Lab/SAM, Broadcast Solutions. Всего на соискание Премии было подано 29 заявок.