Войти в почту

Нижегородское КБ получило заказ на проектирование новых танкеров Объединенная судостроительная корпорация начала переводить проектирование судов в собственные конструкторские бюро. Нижегородскому КБ «Вымпел», которое выбрано центром проектных компетенций ОСК, корпорация поручила разработать проект наливного танкера, который составит конкуренцию аналогичному RST27 Морского инженерного бюро. По данным источников, ОСК уже начала переговоры с заказчиками о переходе на новые проекты. Однако участники рынка полагают, что корпорации целесообразнее было бы развивать проектирование в других нишах. Как стало известно „Ъ“, ОСК заказала нижегородскому конструкторскому бюро «Вымпел» разработать собственный проект наливного танкера, близкого по классу к танкерам проекта RST27М Морского инженерного бюро (МИБ). Как пояснили в пресс-службе ОСК, новое судно будет отличаться от аналога параметрами, связанными с дедвейтом (полная грузоподъемность судна) в реке и море, автономностью, а также по составу оборудования. Проработка проекта началась, однако конкретные технические параметры будущего танкера еще неизвестны, пояснил „Ъ“ источник в КБ. Скорее всего, принципиальных отличий от RST27 у проекта «Вымпела», получившего номер 00216М, не будет, так как основное оборудование — главная энергетическая установка останется такой же, какие устанавливаются на судах по проекту МИБ. Несмотря на то, что 00216М еще находится в стадии разработки, ОСК уже ведет переговоры с текущими заказчиками о переходе на новый проект, знают источники „Ъ“ на рынке. В частности, по словам собеседника „Ъ“, корпорация пытается договориться о заказе танкеров собственной разработки с самарской судоходной компанией «Волготранс», которая в этом году уже получила от «Красного Сормова» (также входит в ОСК) два танкера проекта RST27 по прошлогоднему заказу. В корпорации и «Волготрансе» факт переговоров комментировать не стали. Напомним, нижегородское ОАО КБ «Вымпел» вошло в состав ОСК в 2017 году после того, как «Росимущество» вернуло его в государственную собственность. Ранее бюро входило в «ЦМТ-Шельф», принадлежащее «Росшельфу», однако топ-менеджмент корпорации в 2013–2014 годах продал акции своей «дочки» сторонним компаниям по заниженной цене, не уведомив об этом основного акционера. После вхождения активов в состав ОСК корпорация решила сделать нижегородское КБ «Вымпел» и севастопольское ЦКБ «Коралл» центрами компетенций судостроения и рассчитывает снизить себестоимость строительства судов за счет типовых конструкторских решений. По данным источников, в течение года в ОСК планируют перейти с проектов Морского инженерного бюро на собственные — вероятно, разработка нового танкера стала частью этой стратегии. Эксперты полагают, что для ОСК экономически целесообразнее было бы заниматься на своих КБ новыми нишевыми судостроительными разработками, а не создавать аналоги существующих. «За текущие проекты, по которым на верфях корпорации уже строятся суда, ОСК заплатила. Если разрабатывать аналог, потребуются серьезные инвестиции в техпроект, рабоче-конструкторскую документацию, на подготовку производства к новому проекту, новую оснастку. Зачем менять продукт, который покупают и за который хорошо платят, и фактически напрасно тратить значительные государственные средства?» — недоумевает один из опрошенных „Ъ“ участников рынка, напоминая, что только «Красное Сормово» уже построило по проекту RST27 26 судов, а все верфи ОСК сдали уже более 40 таких судов. Стимулировать заказчиков, которые серийно строят суда по проектам сторонних конструкторских бюро, переходить на собственные разработки ОСК корпорация может за счет комплексных предложений, полагает генеральный директор отраслевого портала Portnews Надежда Малышева: «С присоединением конструкторских бюро ОСК получила возможность предоставлять судовладельцам полный цикл услуг — от проекта до изготовления судна и может, например, предложить потенциальным заказчикам скидки на строительство судов по собственным разработкам в рамках своей лизинговой программы. Потому что в обычных условиях судоходным компаниям, которые уже строят серию судов, переходить на новые проекты невыгодно, и возможно, что ОСК придется демпинговать». Для судовладельцев это предложение может оказаться интересным, поскольку в начале октября корпорация получила из бюджета дополнительно 2,5 млрд руб. для реализации льготной лизинговой программы, которая пользуется спросом у заказчиков (об этом „Ъ“ писал 5 октября). Что касается «Волготранса», то переговоры ведутся давно и не обязательно окончатся подписанием контракта: ОСК сейчас важно заявить рынку о своих намерениях и показать, что проектная работа ведется, считает госпожа Малышева. Она напомнила, что в минувшую пятницу «Волготранс» первым в России получил утилизационный грант за старые суда при строительстве новых и 140 млн руб. были направлены на погашение лизинговых платежей за два новых танкера проекта RST27, которые нижегородский завод «Красное Сормово» передал компании летом этого года. «Проблема в том, что сейчас судовладельцы могут получать лишь одну меру господдержки. Если им удастся договориться с Минфином РФ и Минпромторгом РФ о возможности применения сразу нескольких мер поддержки, спрос на суда увеличится и заказов хватит всем КБ», — добавляет Надежда Малышева. Анна Павлова

ОСК поднимает «Вымпел»
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде