Войти в почту

«Когда пришли федеральные деньги на благоустройство, у Иркутска уже были готовые проекты»

– Как хорошо вы знаете свой округ, второй Иркутск? Давно здесь живете? – Работать на Иркутском авиазаводе я начал еще раньше, чем диплом вуза получил. Не поступил сразу в технический университет, год отработал на заводе, после учебы опять вернулся на предприятие. При этом долгое время жил в Мегете, сюда каждый будний день ездил на работу. Постоянно жить здесь стал только в 2007 году, а через два года стал депутатом от избирательного округа, который расположен здесь же, во втором Иркутске. Тем не менее, решаем вопросы не только моего округа. Например, к вопросу по автобусным остановкам до поселка Боково подключились все три депутата от авиазавода. Вместе с администрацией города делали и небольшой сквер на пересечении улиц Сибирских Партизан и Муравьева. Поскольку с весны этого года я являюсь еще и председателем общественного совета партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», сфера работы расширилась до ремонта и реконструкции дорог, а география – до Иркутска в целом, Ангарска, Шелехова. –На сегодня какие проблемы в сфере благоустройства Иркутска основные? – Был целый период по всей России, когда никакого финансирования на эти цели не было вовсе. Речь шла только о выживании, соответственно все забыли про какое-то благоустройство в принципе. Не только в Иркутске, но вообще по всей стране. И сейчас, когда деньги стали появляться, начинаем проводить в порядок не просто то, что оказалось в запущенном состоянии, не просто ремонтировать, а фактически создавать заново. Нередко к какому-нибудь скверу или двору никто не подходил лет двадцать. Основная проблема в том, что между советскими временами и временами новейшей истории, года до 2007-2008, практически ничего не делалось в плане благоустройства. Разве что чуть-чуть что-то делали для поддержания дорог, а про скверы, парки напрочь забыли. Сейчас мы этот разрыв, во время которого не то, что новое не строилось - старое разрушалось, ликвидируем. В этом основная проблема – надо делать буквально все. – В этой ситуации, когда делать нужно все, с чего решили начать? – Акцент делаем на запрос от горожан. Как правило, их волнует ремонт таких мест, где они сами чаще всего бывают, исторические места отдыха, популярные. Или территории общего пользования, где большой массив жилья и нужно место, где мамочки с детьми могут отдохнуть, не уезжая с коляской на другой конец района. Сегодня у нас для целей благоустройства действует несколько программ. Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» начала реализовываться в этом году. Иркутск над этой темой начал работать еще в прошлом году, закладывая в бюджет средства отдельно на внутриквартальное благоустройство. Выделяются также средства на ремонт дорог: туда входит и ремонт, и реконструкция, и установка остановок общественного транспорта. И для каждого направления есть свои источники финансирования: или только городской бюджет, или совмещение бюджетов городского и федерального, где-то задействованы все три – и федеральный, и областной, и городской. Вариаций множество. – Какие нюансы возможны в связи с такой консолидацией бюджетов разных уровней? – Например, когда мы говорим о программе «Комфортная городская среда», где используются бюджеты города, области и федерации, то сначала федерация выделяет средства региону, затем область уже делит сумму между муниципалитетами, а уже каждый муниципалитет должен софинансировать некую сумму в зависимости от объема выделенных средств. Процент софинансирования для каждого муниципалитета разный, его устанавливает областное правительство. Например, Иркутску нужно софинансировать 20 % от объема выделенных городу средств. А где-то в более бедных муниципалитетах чуть больше затрат на себя берет область, а город может и 6 % софинансировать. Все зависит от финансового состояния того или иного муниципалитета. Так вот, чтобы в бюджете города заложить определенный объем софинансирования, надо понимать, сколько денег в итоге даст область. И пока областной бюджет не будет принят, пока мы не поймем, какая цифра там, мы не сможем правильно у себя расходы на эти цели заложить. – Удалось вписать затраты на программу в сформированный бюджет Иркутска? – Сложность составило то, что программу в принципе объявили только в апреле. При этом Иркутску еще повезло – когда пришли федеральные деньги на благоустройство, у города уже были готовые проекты, ведь мы весь предыдущий год занимались благоустройством на деньги муниципалитета. И при этом старались работать на перспективу, уже отбирая с жителями, администрацией, депутатами проекты на следующий год. Например, сделали вот этот двор, видим, что предстоит вот этот и тот тоже. И в набросках или сразу реальных проектах тоже взяли в работу. С прицелом уже на следующий год. А в каких-то муниципалитетах более-менее готовых проектов вообще не было, им, конечно, тяжело пришлось. Мы же смогли взять разработанные ранее проекты и спокойно начать их воплощать. Были свои нюансы, но не критичные. В итоге реализовать программу успели вовремя и в полном объеме. – Насколько сложны правила игры с федеральным финансированием и контролем? – Они достаточно сложные и поначалу были не совсем понятны в части критериев отбора. Допустим, есть двадцать дворов, а денег – только на десять. И какие из этих двадцати делать в первую очередь, а какие оставить на потом? Изначально в качестве одного из критериев использовалось такое сомнительное мерило «кто первым успел добежать до администрации, подать документы, тот и получает ремонт первым». А мы же понимаем, где-то жители активные, где-то не очень, и ставить критерием только оперативность и расторопность отдельных людей неправильно. Сейчас уже мы с администрацией выработали критерии, которые учитывают большинство важных показателей – и состояние двора, и его месторасположение – в проходном месте или в отдалении, и активность жителей, их количество, готовность жителей участвовать в процессе ремонта, а после – в содержании двора. Активные получают баллы, пассивные – нет. После, когда все баллы суммируются, создается более-менее объективное ранжирование. Кто больше баллов получил, тот в первую очередь в программу и попадает. То есть теперь при благоустройстве города уже не работает принцип «кто быстрее встал, того и тапки», а учитывается целый набор достаточно разнообразных критериев. – Что для этого следует делать самим жителям? – Как это работает: жители домов должны провести общее собрание, протоколом собрания принять решение участвуют они в этой программе или нет. Если участвуют, возникает вопрос – готовы ли они площадку, которую им построят, взять на содержание. Дальше инициативная группа этих жителей рисует схематично план-схему двора с указанием, где и что они хотели бы организовать: здесь подъездные карманы, здесь лавочки, площадку для детей такого-то размера. С этими документами они идут в администрацию, где уже начинают эту заявку обрабатывать. И если этот двор выходит по критериям в число первых, на основании схемы жильцов в том же году готовится конкретный проект. Этот проект опять же согласовывается с инициативной группой жителей, а после реализуется. То есть жители принимают в создании обновленного двора самое непосредственное участие, поскольку именно они говорят, что им нужно на территории, заявляют о готовности содержать двор в дальнейшем. – Что значит содержать двор? Какие финансовые затраты потребуются от горожан? – Как минимум, это значит выйти с субботником, собрать мусор или высадить цветы и ухаживать за ними. Где-то подкрасить, качели оборвались – подремонтировать. То есть фактически денег каких-то особых это не требует, нужны время и желание. Практика показывает, что горожане охотно подписываются под обещанием следить за новым двором. И вообще очень активно реагируют на эту программу. Вот буквально сегодня участвовал в приемке работ в одном из дворов, сформированном как раз по программе «Комфортная городская среда», так помимо меня, подрядчиков и представителей администрации, вышли еще порядка шести жительниц ближайших домов, активно подсказывали, где и что рабочие недоделали. В итоге составили целый перечень для подрядчика, и он будет доделывать не только на основании замечаний администрации и депутатов, но и самих жителей. – Что делать жителям, которым не удалось поучаствовать в собраниях при проектировании двора, высказать свои идеи? – При проведении собрания жильцов есть же особый регламент. Во-первых, вывешивают объявления, во-вторых, оповещаются все жители ближайших домов, в-третьих, повестка собрания озвучивается заранее, в-четвертых, результаты встречи оформляют в виде протокола, который местные жители подписывают либо в очной форме, когда все присутствуют на собрании, либо в очно-заочной – когда кто-то на месте расписался под протоколом, остальных – обошли по квартирам. Обязательства заходить в каждую квартиру и получать подписи всех, конечно, нет, достаточно большинства. Сто квартир: владельцы 60 из них подписались «за», остальные просто подчиняются. А если кто-то не пришел на собрание, но у него есть конкретные предложения, их всегда можно обсудить и включить либо на этапе до создания проекта, либо во время согласования готового проекта с жителями. Все эти процессы довольно долго длятся: не день, неделю и даже не месяц. Больше того – даже когда подрядчики уже вышли на работы, даже на этом этапе принимаются пожелания жителей. Потому что на картинке – одно, а вживую может оказаться, нужны корректировки. Поэтому нередки случаи, когда мы с жителями подходим к подрядчику с пожеланием, что вот тут не нужна такая широкая дорожка, сделаем ее поуже, а за счет этого лучше сделаем еще одни карман, к примеру. Это живой механизм, который предполагает внесение корректировок на любом этапе. – Назовите, пожалуйста, сами крупные объекты этого года в части благоустройства города. – Кроме уже упомянутых, в моем округе реализован проект благоустройства очень большого двора на улицах Памфилова, 7, Волгоградская, 4,6, где расположено сразу семь многоквартирных домов. Здесь мы с мэрией не просто благоустроили территорию, а еще снесли незаконные кладовки, поставили спортивную площадку. Из крупного также отмечу благоустройство перекрестка улиц Муравьева и Волгоградской, где сделали тротуарные дорожки, поставили скамейки. В рамках проекта «Народные инициативы» начали благоустраивать сквер Победы по улице Ленинградская между улиц Муравьева и Просвещения. – С какими просьбами и предложениями к вам чаще всего обращаются горожане? По каким каналам связи у них получается быстрее всего с вами связаться? – Темы абсолютно разные, начиная с отлова бездомных животных и обрезки деревьев, заканчивая работой общественного транспорта. И формы взаимодействия любые. Во-первых, в этой приемной депутата у проходной авиазавода я еженедельно принимаю всех желающих. Люди приходят как с вопросами, так и с предложениями. Во-вторых, поскольку я работаю на авиазаводе, из 13 тысяч работников которого больше 6 тысяч живут во втором Иркутске, ко мне обращаются прямо на предприятии, приходят в кабинет. Третий вариант – написать на официальный сайт Думы Иркутска, где есть специальная форма «задай вопрос депутату». Часто пишут и там, эти вопросы пересылают мне. Четвертая форма взаимодействия – соцсети: у меня есть странички и ВКонтакте, и в одноклассниках, и на фейсбуке. В одноклассниках прямо очень часто обращаются: там у меня постоянные диалоги, вопрос-ответ-вопрос. И абсолютно нет разницы: человек пришел в приемную или вопрос задал через соцсети. В любом случае мы с моими помощниками принимаем запрос в работу. Вот буквально вчера мне по вотсапу прислали фото плохо отремонтированной дороги напротив поселка Стеклянка с комментарием «Посмотри, Алексей Вячеславович, какие нам тут дороги понаделали! Подключись как председатель общественного совета». Будем отрабатывать, уже по фото видно, что сделали безобразно, поедем на место. И после отработки вопроса тоже часто пишут, высылают фото отремонтированного участка дороги или нового двора – вот смотрите, все сделали. – Как строится работа депутата с мэрией? Есть какие-то нюансы при взаимодействии? – Бывает, что вопрос требует официального запроса, на который администрация дает официальный ответ. Но чаще всего, так как я депутат уже восемь лет и в записной книжке есть уже телефоны большинства профильных работников мэрии, достаточно позвонить, чтобы решить вопрос. Где-то этого недостаточно, и серьезный вопрос требует более длительной проработки – тогда пишем депутатский запрос. В целом это несложно и недолго, так как схема взаимодействия выстроена. Что со стороны мэра, который требует от своих подчиненных нацеленности на результат, что со стороны депутатов, которые также заинтересованы в результате. Если отказ, то он всегда аргументирован: или недостаточно средств, или это не сфера полномочий городской администрации, либо слишком серьезный вопрос, требующий проработки, может быть даже не на уровне мэрии, а области или федерации. К примеру, вопрос строительства сетей хозяйственно-бытовой канализации вдоль Байкальского тракта и создание резервного водовода. Очень серьезный вопрос, требует подготовки на уровне областного правительства и перечисления средств федерации, потому что даже регион по деньгам это не потянет. Соответственно, понимая всю цепочку, вопрос я задаю в мэрию, и все шаги мы проходим вместе с мэрией. Другой пример: выхожу с вопросом благоустройства сквера у себя на округе и получаю отказ «мы это решить не можем, так как земля находится не в ведении города», тогда мы совместно с администрацией города обращаемся в министерства имущества Иркутской области и уже с ними решаем вопрос.

«Когда пришли федеральные деньги на благоустройство, у Иркутска уже были готовые проекты»
© РИА "ФедералПресс"