Переселение армян в Россию, или Что Екатерина II cделала для армянского народа
Говорят – а историки утверждают – что появление армян на территории нынешней России, в южной причерноморской ее части, можно отсчитывать от первого доисторического века. Вроде бы там находились армянские войска по договору Тиграна II и владевшего тогда Северным Причерноморьем Митридатом. Вполне возможно, правда с абсолютной точностью уже никто в этом не разберется. Тигран – Тиграном, однако никаких значительных компактных поселений армян тогда в тех местах не возникло. Так, может, откололись единицы. Впрочем, легенды есть – вот, например, про то, как царь Арташес похитил там аланскую царевну Сатеник, в жены взял. А вот в раннем Средневековье, когда Армения называлась еще Великой, христианские миссионеры, обращавшие в истинную веру язычников, появились на Северном Кавказе, селились там для осуществления своего подвижничества. Первое массовое для тех времен переселение армян связано с падением и разграблением столицы Ани – это XI-XIII века. Тюркские нашествия впервые стали причиной поисков спасения в дальних краях, пообещав на будущее еще не один исход народа из страны. Впрочем, в первые столетия отношение к армянам на Руси было если не враждебным, то и не особо благосклонным. В ту эпоху положение иностранцев в любой стране определялось принадлежностью к определенной вере и конфессиональными особенностями. Армяне — христиане, однако монофизиты, признающие во Христе еще и человеческую сущность, помимо божественной. Поэтому негативное к ним отношение перешло от Византии на Русь, православие которой заявляло лишь о божественном. Более того, армянское монофизитство митрополит Киприан, к примеру, называл не иначе как ересью, причем "гнуснейши паче всех ересей". Религиозные споры, по счастью, оставались в рамках теоретического лишь богословия, положение же начало меняться, как и многое в России, с наступлением эпохи Петра. Император искал союзников на юге, и армяне стали таковыми, проживая в Персии и Турции. Естественно, главное влияние на построение союзнических отношений оказала армянская церковь, полностью принявшая знаки дружбы. Екатерина II продолжила эту политику, чему подтверждение грамота 1768 года, которой предписывалось "весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать". Так было положено начало армянской общины в Петербурге, третьей крупнейшей армянской общины – в хронологическом порядке и по числу душ – после южных областей и Москвы. Потом было еще две крупных переселенческих волны – после резни 1915 года и совсем недавно, на смене веков, когда люди спасались из Азербайджана. Сегодня крупные армянские общины есть в Поволжье, на Дальнем Востоке, в уральских городах. Немногочисленны, но очень сильны экономически и влиятельны общины Магаданской области и Якутии. И все же, все началось с Дона. С 1779 года много армян переселилось на просторы донские из Крыма, их пригласила та же Екатерина. Однако уже до этого на побережье Черного моря, от нынешнего Батуми, по Абхазии, в районе Сочи и дальше, на север, проживали так называемые амшенские армяне, особая субэтническая группа, выходцы с юго-восточных областей исторической Армении, а также впоследствии и те, кто спасался из разрушенной армянской столицы Ани. Компактное их расселение и обособленность жизни способствовали сохранению традиций и малопонятного носителю современного армянского языка наречия. Потомки амшенцев и анийцев и сегодня проживают в таких селах, как Алахадзе в Абхазии, Вардане, Лоо и других – на российском побережье. Другая чрезвычайно интересная группа армян возникла в Адыгее – это как раз те, крымские армяне. Язык их стал звучать во многом похоже на адыгейский, имена также изменились на местные, однако присущая армянам верность Апостольской церкви позволила им сохранить многие традиции и не ассимилироваться окончательно. В результате возникла уникальная этническая община, которая вполне могла считаться хоть и родственным армянам, но другим народом – эти люди получили название "черкесогаи", черкесские армяне. Впоследствии многие из них переехали на Кубань, но там, в христианской уже среде, ассимилированы были безвозвратно. Около 250 лет армяне живут на Дону. Указом Екатерины был основан город Нор-Нахичеван, для армян из Крыма. Кроме того, высочайшим повелением было дозволено построить еще пять селений вокруг, что и было сделано. Очень скоро Нахичеван стал крайне интересным местом, где развивалась промышленность и ремесла, культура и строились храмы. В связи с новыми российскими территориальными приобретениями получилось так, что в Империи оказалось как минимум три населенных пункта с названием Нахичеван и потому, дабы избежать путаницы, самый северный из них получил приставку "на Дону". Влияние находящегося под боком Ростова было огромным во всех смыслах, благотворным в первую очередь экономически. Иван Лазарев, поспособствовав армянской общине Петербурга, ростовских армян тоже без внимания не оставил, помогал, чем мог и есть сведения, что не без его уговоров в Ростов прибыл князь, архиепископ Иосиф Аргутинский, в качестве духовного пастыря местной общины. По приезде князя в Нахичевани был основан магистрат, ведавший делами колонии, административными и судебными в основном. Чуть позже Александр I предпишет всемерно развивать связи с Патриархом в Эчмиадзине, установив "с главою церкви онаго приязненные отношения". Прошел век, и Нахичеван был поглощен расширявшимся Ростовом, стал одним из районов города. Сегодняшняя армянская диаспора в Ростове славна по-прежнему, сохраняет традиции предшественников. Перечисление имен известнейших личностей, родившихся на донской земле займет немало места, но Католикоса Геворга VI, архитектора Марка Григоряна, писателей Рафаэла Патканяна и Микаэла Налбандяна, Мартироса Сарьяна, наконец, нельзя не упомянуть. В Краснодаре, Таганроге и Армавире, городах Северного Кавказа тоже есть немаленькие армянские общины, которые логично рассматривать как единое целое – армянская диаспора российского юга.