Войти в почту

Лидия Григорьева: я закодирована сказками на всю жизнь

ТАЛЛИНН, 28 окт — Sputnik, Светлана Бурцева. В пятницу, 27 октября, в клубе "Импрессум" прошла публичная встреча с самобытной русской поэтессой Лидией Григорьевой. Лидия Григорьева — личность, бесспорно, многогранная. Живя на две страны — Россию и Великобританию — она удивительным образом сумела соединить в себе душу русского человека и широкий, вне границ отдельных стран, взгляд на мир человека глубоко творческого и тонко чувствующего. Как никто другой, Лидия Григорьева знает, какое колоссальную влияние оказали российские писатели, художники, композиторы, музыканты на культуру современной Европы. Поэтесса, эссеист и фотохудожник Лидия Григорьева О многом сегодня говорю впервые в жизни Sputnik Эстония побеседовал с поэтессой накануне встречи. Как призналась Лидия Григорьева, несмотря на большое количество интервью, которые ей приходилось давать в жизни, она впервые делилась с нами своими мыслями на некоторые темы, которые сегодня очень многих не оставляют равнодушными. — При обилие возможностей в наше время все чаще встает вопрос о трудности поиска своего места в жизни, своего уникального пути, на котором человек становится максимально реализованным, счастливым, успешным. Колоссальное количество различных соблазнов и информации со всех сторон зачастую человека отвлекает внимание и мешает определиться, почувствовать, понять, что же на самом деле конкретному человеку необходимо. У Вас много направлений в творческой деятельности, присутствует синтез жанров. Вам приходиться жить в разных странах. Как Вы справляетесь с таким объемом впечатлений и возможностей, как Вы находите себя в жизни? — Не буду оригинальной, если скажу, что все начинается с детских сказок. Какие сказки человек слушал в детстве, такой путь он и пройдет. Мое раннее детство прошло на берегу Ледовитого океана. Отец, полярный летчик, улетал на льдину. Я оставалась с мамой, и она читала мне сказки. Представьте картинку: полярная ночь, темно, мороз минус пятьдесят, и сидит молодая мама и читает малышке сказки. Воет пурга, бродят белые медведи вокруг домика, а где-то летает в пургу и садится на льдину героический отец маленькой девочки. Многое из прочитанных мамой сказок я запомнила навсегда, и это вело меня по жизни. Что лучшее, кроме этого, могло со мной случиться в детстве? Ничего Вот например, "Утро вечера мудренее". Это расшифровывается так: никогда не делай поспешных выводов. Меня потрясали смысловые формулы, заложенные в детских сказках. "Иди туда, не знаю, куда. Принеси то, не знаю, что". Вот все эти удивительные загадки, выражения, благородство сказочных героев, все добрые образы, метафоры оказывали на меня огромное влияние. Например, "У Лукоморья дуб зеленый" — это концентрация всего русского характера, русского пути. Если расшифровать эту сказку, как код, то выяснится, что все мы вышли оттуда, а вовсе не из гоголевской "Шинели", весьма страшного произведения. На самом деле, мы все вышли из русских сказок. Серый Волк, который служит царевне, Василиса Прекрасная, Морозко… Вы посмотрите, какая мысль! Если ты сделал добро старушке, потом окажется, что она волшебница, которая отблагодарит тебя чудом. Я с детства всех старушек перевожу через дорогу (Лидия весело смеется), потому что думаю: "А вдруг эта старушка из сказки". Не то, что я так корыстно думаю, а думаю, как ребенок, бескорыстно, в надежде на чудо. Надежда на чудо заложена в русском характере А дочка старухи в сказке "Морозко", которую все равно Морозко заморозит, потому что не может злой человек усвоить эту истину добра? Удивительная вещь: из сказок можно сделать вывод, что быть добрым намного выгоднее, чем быть злым, если перевести на современный язык "что выгоднее в жизни". - Быть добрым и быть добреньким — разные понятия. Доброта — как глубокое понимание другого человека. Быть добреньким — только делать вид, что добрый. А вот еще выражение "Добро должно быть с кулаками". Как Вы к нему относитесь? — Эту фразу сказал Станислав Куняев в пылу полемики. Кто подтвердит, что он сказал истину? Я не против того, что доброта должна быть активной. Я вообще против непротивления злу насилием и считаю, что за себя надо уметь постоять. Надо быть не злым. Надо быть сильным и давать отпор при необходимости. Не просто кулаками, а как угодно. Но брать это, как лозунг, нельзя, потому что все ситуационно. Вот сейчас дети, которые потом станут родителями, что будут читать своим детям? Гарри Поттера? Или будут показывать жуткие американские мультфильмы, в которых герои скверно ругаются? Или будут читать сказку про семерых козлят, которая рассказывает о том, что нельзя быть слишком доверчивым? Добрым быть — не значит быть доверчивым. "Я говорю вам это сейчас впервые в жизни — я закодирована этими сказками на всю жизнь." — сказала Григорьева. - Можно ли в течение жизни поменять менталитет? — Можно изучить в совершенстве китайский язык, китайскую историю, но никогда нельзя при этом стать китайцем. Это моя главная формула. Нельзя стать англичанином. Это невозможно. Была пара случаев, когда один поляк стал английским писателем Конрадом, другой же поляк стал французским поэтом Гийомом Аполлинером. Но полностью поменять свой менталитет в первом поколении — это невозможно. Этому так много исторических доказательств. "Футболист Слащёв: по менталитету эстонцы напоминают мне русских" >> Конечно, многое зависит от желания. Например, человек безумно любит Англию, хочет стать англичанином. Переехал в Англию жить. Но интересно, каким англичанином он станет? В какое сословие попадет? Аристократом он не будет — там свой круг, и никто его туда не пустит. Рабочий английский класс — это низшее сословие. И что? Он будет футбольным болельщиком? Он будет татуированным грузчиком? Каким англичанином он будет? Англичане разные. Или он хочет стать Конан Дойлом? У человека не получится стать англичанином, потому что его не примут в то или иное сословие. Я считаю, нельзя переделать менталитет. Надо привозить свой багаж (культурный, интеллектуальный, национальный) и быть собой, не пытаясь становится другим. Тогда тебя будут уважать. - В Эстонии рекомендована к прочтению детям в начальных классах школы книга, в которой, простите, какашка является главным героем. Как Вы считаете, можно считать нормальным явлением использование в художественном произведении таких героев, как фекалии, гениталии и тому подобное? Можно ли рекомендовать подобные произведения к прочтению подрастающему поколению? — Конечно, я скажу Вам — нет. Конечно, это аномалия. Это детские комплексы, описанные еще Зигмундом Фрейдом. Есть такие авторы, которые с удовольствием рисуют например, процесс людоедства, поедания фекалий. Я скажу так, что автор может написать, что угодно. Может, кто-то вот так видит жизнь. Может кто-то любил нюхать свой детский горшок, а потом сделал свой детский горшок со всем его содержимым героем своего произведения. Но это его личная, частная проблема. Свобода творчества предполагает, что это все можно даже выставить, как инсталляцию. Но я считаю, что виноваты в этом даже не художники или писатели, которые делают эти отвратительные вещи. Виноваты в этом кураторы, которые прославляют такое "искусство", которые строят под это теории, защищают кандидатские диссертации, с наслаждением насаждают эту информацию через телевидение, и часть людей эту информацию поглощает. Эти кураторы — провокаторы. Если, например, за распространением подобной литературы стоит Министерство образования, то процесс зашел очень далеко. Надо понимать, что если в книге рассказывается про процесс пищеварения, то это может быть научная литература. Тогда другое дело. Но если речь идет о художественной литературе, в которой подобные герои, то ни о какой свободе личности речь не идет. Рекомендацией подобных книг делают несвободными тех людей, кого принуждают это читать. Вспомните случай, облетевший все новостные программы мира, когда в Германии посадили в тюрьму многодетного отца, который не позволял своим детям посещать уроки сексуального воспитания, превратившиеся в порнографическое шоу. Где теперь эта семья? Она эмигрировала из Германии в Россию. А все потому, что в так называемом свободном мире идет насилие над людьми. Я считаю, что свободу ограничивать нельзя. Пиши, что хочешь, делай, что хочешь. Но дома, у своего камина. Вовсе не надо свои частные пристрастия выносить на люди. Заставлять людей потреблять то, что им не хочется — это насилие над людьми. Ничего нет обязательного в этом мире. Но должны быть какие-то табу, какие-то закрытые темы. Последствия идеологии, когда все открыто и дозволено, мы видим — преступность, наркомания, зоофилия, педофилия и т.д. По сути своей идет насилие тоталитарной системы, когда небольшая группа людей, с идеологическими и психическими отклонениями, решает, как жить, за большую часть человечества, которое веками вырабатывало систему запретов, табу и мудрости, высказанных в народных сказках, легендах, заповедях у всех народов. Сейчас идет идеологическая атака на общечеловеческие ценности, независимо от национальности, страны проживания или вероисповедания. "Где заканчиваются эстонские ценности" >> Я ни в коем случае не посягаю на свободу конкретного человека вести себя, как угодно, творить, как угодно, выражать себя, как угодно. Но…"Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого". Остальное должно быть аргументами. И все, что нарушает душевное здоровье другого человека — это тоже должно быть запретительно.

Лидия Григорьева: я закодирована сказками на всю жизнь
© Sputnik Эстония