Войти в почту

В особняке Кшесинской о фильме МАТИЛЬДА

Матильда Феликсовна Кшесинская (31 августа 1872 года Петербург – 6 декабря 1971 года Париж). Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Матильда была известна своими отношениями с августейшими особами Российской империи. В 1890—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II). Балет, как он и задумывался во Франции, это был такой «гарем» для царствующих особ и их окружения. В книге "Матильда Кшесинская. Воспоминания" есть её признание, что она сама искала любую возможность общения с Наследником. Но ни в воспоминаниях Кшесинской, ни в дневниках Николая, нигде не сказано об их плотских отношениях. Более того, Кшесинская пишет, что не могла склонить Николая к близости, хотя она этого хотела. Позже Матильда была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне у неё родился сын Владимир (в семье его звали «Вова»). В 1896 году Кшесинская получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии). Под прикрытием общеизвестных связей с императорской фамилией, Матильда Кшесинская принимала долевое участие в разного рода коммерческих предприятиях. В частности, через своего любовника великого князя Сергея Михайловича она оказывала воздействие на политику развития артиллерии в России. Дворец Матильды на углу Каменноостровского проспекта и Дворянской улицы привлекал всеобщее внимание. После февраля 1917 Кшесинская, бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Летом 1917 года навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. В 1921 году в Каннах Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына. В 1925 году перешла из католичества в православие с именем Мария. Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. «Шерше ля фам» (ищите женщину) – говорят французы. И отчасти они правы. Предполагают, что неосторожно сказанные слова королевы Франции Марии-Антуанетты (жены Людвига XVI) «у них нет хлеба, так пусть едят пирожные», – привели к Великой французской революции. Современник французской революции Фридрих Гегель говорил, история повторяется, и единственная вещь, которой учит история, – то, что никто, никогда ничему у неё не научился. Правители России вроде бы умные люди, изучали историю, но почему-то повторяют ошибки прошлого. Почему? Возможно потому, что человеком руководят инстинкты. Поэтому политики поступают, как им подсказывает инстинкт самосохранения. Люди живут инстинктами. Инстинкты сильнее культуры. А если бы культура была сильнее, то мы бы, наверное, уже давно вымерли. Для меня фильм «Матильда» не просто история любви, а психоаналитическая драма. Николай Александрович Романов родился в день Иова многострадального. Предполагали, что день рождения определит его судьбу. По мнению доктора исторических наук Сергея Мироненко, Николай II был безвольный и упрямый. По жизни он был очень хороший человек, очень добрый. Но он был предназначенный скорее для частной жизни. Николай вступил на престол в 24 года, и явно был не готов к царствованию. Однако он осознавал весь груз ответственности за великую страну. Хотя это бремя его и тяготило. Николай II знал о «зело престрашном письме» монаха Авеля, в котором было пророчество о последнем российском императоре. Жизнь трагична. А история России трагична вдвойне. Матильда Кшесинская стала частью этой трагедии. Своим романом с будущим императором Николаем II, она, возможно, как-то повлияла на трагическую историю России. Если бы Николай Александрович женился по любви, возможно, он раньше отказался бы от трона, и тогда не было бы ни февральской революции 1917 года, ни октябрьского переворота. Если Николай действительно любил Матильду, то как он мог отказаться от своей любви ради долга?! Николай и младшему брату Михаилу запрещал жениться по любви. Но Михаил не послушал старшего брата и женился на Наталье Сергеевне Брасовой. Сам же Николай отказался от любви, женился по требованию долга, и в результате погиб сам, погибла его семья и вся Российская империя. Как поётся в известной песенке: «Всё могут короли, всё могут короли. И судьбы всей земли вершат они порой. Но что ни говори жениться по любви Не может ни один, ни один король…» Есть логика человеческая и логика государственная. Логика государственная почти всегда не совпадает с логикой человеческой. Государственные приоритеты и ценности не совпадают с общечеловеческими. Как мог Наследник жениться на женщине, у которой в роду мужчины были больны гемофилией? Ведь жена царя должна была родить наследника престола, поскольку по закону о престолонаследии в России, трон передавался по мужской линии. Известно, что императрица Александра Фёдоровна имела очень сильное влияние на своего мужа – императора, а значит и на судьбу России. Александра Фёдоровна называла его «мой телёнок». Именно она убедила царя в 1915 году принять пост Верховного главнокомандующего, несмотря на то, что родственники и ведущие генералы убеждали Николая ни в коем случае не делать этого. Это был ошибочный и самоубийственный шаг. Режиссёр Алексей Учитель признаётся: «Я с огромным уважением отношусь к Николаю II. В 1913 году наша страна была первая в Европе и вторая в мире. И это при нём было». Я посмотрел фильм «Матильда» в первый же день его официальной демонстрации в одном из кинозалов «Формулы кино». Перед входом в зал меня попросили показать содержимое моего рюкзака, объяснив это соображениями безопасности. Я поинтересовался у зрителей их отношением к фильму «Матильда» ДО и ПОСЛЕ демонстрации картины. У многих после просмотра возник вопрос: зачем был нужен скандал вокруг фильма, если не с целью рекламы? Посмотрев фильм, я могу с уверенностью сказать, что ажиотаж вокруг «Матильды» носит искусственный характер. В картине нет ничего, что бы оскорбляло меня как православного верующего. Алексей Учитель уверяет, что женщины смотрят «Матильду» со слезами на глазах. Но лично я этого не заметил. «Матильда» – загадка для всех», – говорит Алексей Учитель. – «Если бы Николай II женился на Кшесинской, всё было бы по-другому». © Николай Кофырин – Новая Русская Литература