Войти в почту

«Выбираем «бегущую» команду». На форуме OpenBio объяснили стартаперам, как получить инвестиции

IPO не для России На выступлении Павла Охонина, заместителя директора новосибирского офиса консалтинговой компании Ernst&Young, прозвучало несколько любопытных цифр. В общемировых показателях по инвестициям в биотехнологии, Россия имеет скромные 2%. Это немного, по сравнению с 60% у США и 20% у Китая. Хотя в нашей стране есть отдельные инвестиционные фонды, которым интересны биофармтехнологии. Однако при вложении средств, они подходят к выбору объекта с невероятной скрупулезностью. Например, инвестиционный фонд Primer Capital из 4 тысяч проектов смог отобрать в результате скрининга только 8, со слов своего менеджера Юрия Чиргадзе. Такая тщательность объясняется выявленными недостатками на разных стадиях экспертизы, что давало повод инвесторам сомневаться в необходимости выбора конкретной компании. С другой стороны, зачастую до такого придирчивого рассмотрения проекта дело не доходит. «На нашем венчурном рынке есть общая проблема: недостаток ликвидности. Вкладываться, покупать проекты, перепродавать, выводить на IPO – это все не про Россию. Нашему инвестору неинтересно заработать через некоторое время, ему надо сразу», – рассказал Охонин. Вышесказанное относится к небольшим, частным инвесторам. Крупные фонды вроде ФРИИ действуют по другой схеме. Фонд развития интернет-инициатив обладает бюджетом в несколько миллиардов рублей, потому может потратить на акселерацию – т.е. выбор проектов и доведение их компетенций с попутным вложением средств до приемлемого уровня коммерциализации. При этом, на сам продукт, качество научных исследований могут и не смотреть, больше волнует понимание компании, что у нее за рынок и кто будет конечным потребителем. «Самый характерный пример – это новосибирский проект Memessenger – мессенджера, где общаются посредством передачи интернет-мемов. Да, выглядит все несколько необычно, но команда «бежала», если так можно выразиться. Они четко знали, что, как и для кого разрабатывают и быстро смогли собрать многотысячную аудиторию подписчиков. Потому и выбрали их для вложения средств», – заметил инвестиционный менеджер ФРИИ Алексей Гриненко. На вопрос корреспондента «ФедералПресс», почему фонд, с бюджетом в районе 6 миллиардов рублей, не может выделить миллиард, чтобы вложиться в тысячу компаний по миллиону рублей в каждую, Гриненко ответил, что в таком случае прогнозируется большее количество провалов. «Даже на стадии акселератора, когда мы выбираем три раза в год по 25 компаний и вкладываемся в них – не все доживают до окончания. Кому-то сложно выйти на другой уровень, для кого-то конкуренция с крупными игроками – подобно смерти. Зачастую, не хватает ни навыков, ни терпения – и это при тщательном отборе. Нам не хочется сеять эти деньги в никуда», – объяснил представитель ФРИИ. «Дайте немного пиара» Поразительно, что слова Гриненко о нежелании стартапов выходить на другой уровень развития, увеличивать масштабы производства совпали с мнением Андрея Линюшина, директора «Инновационного центра Кольцово», одного из организаторов форума OpenBio. «Мнение, что всем стартапам и компаниям в сфере биофармтехнологии нужны инвесторы, по сути, большое заблуждение. Представляю их всех в виде перевернутой пирамиды. На самом низком уровне – очень мало компаний, конкуренция невелика. Можно спокойно заниматься своим делом и иметь доход на хлеб с маслом. Выход на уровень выше подразумевает большие возможности, но и большее соперничество с другими игроками. Больше рисков, затрат. Еще выше ставки непременно увеличатся. Не все средние компании хотят становиться крупными, потому что понимают, к чему это ведет. А крупные инвестиции толкают на подъем, который не всегда желателен», - рассуждал Линюшин. Выставка компаний на форуме OpenBio только утвердила корреспондента «ФедералПресс» в доводе, высказанном Линюшиным. Из половины представленных проектов, тех, кто относился к Новосибирской области, большая часть высказалась за традиционные меры поддержки вроде займов и кредитов с невысокой процентной ставкой. Так, торгово-производственная компания «Веста», специализирующаяся на продуктах здорового питания, живет за счет упомянутых кредитов и отдельных контрактах, например с ВМФ РФ. «Когда Анатолий Квашнин был полпредом в Сибири, то он на одной выставке заметил, что в нашей линейке не хватает питательных батончиков для солдат. Это был хороший сигнал – мы смогли на выставке «Армия-2015» представить нужный прототип. Позже был заключен контракт с ВМФ, сейчас пытаемся выйти в целом на весь наш ВПК», – рассказала директор компании Светлана Хомичева. «Инвестиции? Зачем? Нам скорее нужна помощь государства в выходы на зарубежные рынки. Недавно смогли установить контакты с Китаем, отправили некоторые наши образцы удобрений, так на их опытных участках картофель дал в среднем на 300 граммов больше веса клубней, чем до этого. Если бы нас приглашали на крупные международные выставки и форумы в составе российской делегации это будет полезнее, чем миллионы инвестиций. Мы раскрутимся, нам бы чуть-чуть государственного PR», – такую тираду выдали у стенда компании ООО «НПК «Агрофармика». Подобные настроения, по мнению Линюшина, связаны с ростом конкуренции, продолжающимся экономическим кризисом и снижением государственной поддержки в виде дотаций. «Компании задумались, как рациональнее использовать имеющиеся ресурсы, чтобы продолжать движение хотя бы на своем уровне. Мало кто хочет ждать инвестиций», – заключил Андрей Линюшин. Фото: Светлана Албаут

«Выбираем «бегущую» команду». На форуме OpenBio объяснили стартаперам, как получить инвестиции
© РИА "ФедералПресс"