Коливинг: почему взрослые люди хотят жить с незнакомцами
Если вы выросли в России, сочетание «коммунальный быт» вам, скорее всего, не нравится, ассоциируясь с ужасами советского уплотненного жилья, где соседи кладут мыло друг другу в суп, а санузел посещают по расписанию. Но варианты совместного проживания взрослых людей, не являющихся родственниками или половыми партнерами, бывают не только маргинальными. Причины, толкающие взрослых людей на совместный быт, могут быть самыми разными — от экономии до стремления к личностному росту. Современный коливинг возник за пределами России с ее богатой коммунальной традицией и ассоциируется скорее с Кремниевой долиной, чем с Лианозово. В США сегодня действует несколько крупных коливинговых сетей, таких как Common и Coliving Club (последняя, кстати, основана выходцами с Украины, братьями Сопот). Политика по отношению к будущим жильцам у сетей различается: где-то надо пройти несколько собеседований и серьезную проверку платежеспособности, где-то — просто внести средства и прийти с вещами. Анастасия Ольховская, студентка Brooklyn College, жительница нью-йоркского коворкинга Tribe, рассказывает: «Когда я переехала в Нью-Йорк, первое время пользовалась Airbnb, приходилось постоянно переезжать. В какой-то момент фейсбук показал рекламу одного из коливингов, и мне сразу понравился формат, при котором люди с общими интересами живут рядом и „шерят“ общественные пространства. Место, в котором я живу, называется Tribe — „племя“. Это сеть коливингов, некоторые из них „заточены“ строго под определенные интересы: там живут, например, программисты, люди, занимающиеся блокчейном, или дизайнеры. В моем коливинге люди более широкого круга занятий — но все активные, с интересными идеями. Мы живем в трехэтажном доме, у каждого своя комната, при этом раз в неделю собираемся на Sunday dinner, где делимся событиями, идеями. Постоянно проводятся совместные барбекю, какие-то ивенты. В России формат присутствует уже несколько лет. «Мировые тренды, такие как sharing economy, приходят и к нам. Проводником новых идей является самая продвинутая часть общества: люди творческих профессий и стартаперы, которым интересен формат коливинга, — поясняет Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. — Буквально коливинг означает общежитие. Но от привычного образа студенческой общаги он отличается радикально. Это качественные апартаменты, с просторными комнатами и современным ремонтом, Wi-Fi, где также предусмотрен определенный сервис (уборка помещений, бесплатные напитки). Также в коливинге созданы условия для физической активности: фитнес-залы, может быть, бассейн». Вот несколько примеров российских коливингов: «Деревня», реализованный командой дизайн-завода Flacon в Можайском районе, Local Point в центре Москвы, дом Alligator. Впрочем, «Деревня» в плане временного проживания сейчас ориентирована скорее на выезды семьей или компанией единомышленников на выходные. «Вы можете арендовать дизайнерские дома, чтобы оценить территорию „Деревни“ и возможность приобретения такого дома», — говорится на сайте проекта. Стоимость аренды начинается от 3900 рублей в сутки за дом из морских контейнеров (40 кв. м) или более основательный купольный дом (43 кв. м), 1500 рублей будет стоить так называемый глэмпинг — по сути, немного усовершенствованные дизайнерские палатки. На момент написания материала страница брони не работает, как и сайт московского коливинга Local Point, активно стартовавшего в 2015 году. Цивилизованного рынка коливингов в России, по сути, пока нет, считает Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert: «В России формат коливинга пока не нашел широкого отклика, потому что многие сравнивают его с общежитием или хостелом». На самом деле это как раз не препятствие для формата. В стране с довольно высокими арендными ставками неизбежно возникает потребность в совместной аренде, и хорошо, если недвижимость для этого приспособлена изначально. Тогда наличие множества съемщиков — не отягчающее обстоятельство, а часть концепции. «Пока в России больше распространена совместная аренда: порядка 30 % обращений в нашу компанию — это именно обращения потенциальных арендаторов, которые хотели бы арендовать квартиру совместно, — рассказывает Мария Жукова, директор компании „МИЭЛЬ-Аренда“. — Впрочем, процент реальных сделок намного ниже. Собственники сдаваемых квартир такую схему не приветствуют, а если и соглашаются на „общежитие“, то повышают арендную плату». Есть и такие, кто соглашается на нескольких «автономных» взрослых жильцов в квартире только на условиях посуточной аренды, добавляет эксперт. Ирина, научный сотрудник: Альбина, PR-менеджер: Коливинг я рассмотрела бы даже как альтернативу отдельной съемной квартире: при всей мизантропии мне иногда не хватает общения. «Коливинг — формат, больше подходящий для молодых людей, не обремененных семьей, желающих найти единомышленников, социализироваться. Здесь совмещаются преимущества проживания в гостинице — многие бытовые вопросы решают за вас, и коворкинга, дающего возможности для коммуникаций и налаживания полезных связей в рамках своей „темы“», — говорит Андрей Хазов, управляющий директор строительной компании Fort Project. Возрастные ограничения по верхней планке коливинги обычно не ставят. Напротив, к примеру, в пространстве «Кубометр» (СПб) потенциальным жильцам предлагают заполнить анкету, где указан желательный возраст — от 25 лет. Возраст проживающих в коливинге Early Birds (СПб) — от 19 до 33 лет. Как рассказывает Маргарита Жалимова, управляющая коливингом, сейчас в Early Birds живут 13 человек: «Обычно даже незаметно, что нас так много, разве что вечером, когда все возвращаются с работы или учебы. Мы совместно смотрим кино, готовим ужины, проводим чайные посиделки и вечера с настольными играми». Основная сложность — уборка, которая организуется совместными усилиями. Именно по гигиеническим соображениям в коливинг перестали брать хозяев домашних животных. В доме Alligator, как рассказал его основатель Осеп Амбарцумов, возраст резидентов тоже самый разный. Основная идея проекта — не экономия на совместном проживании, а скорее стимул для предпринимателей, стартаперов, поставивших перед собой цели, которые в одиночку трудно реализовать из-за прокрастинации и недостатка мотивации. Комната в питерском коливинге (в одном из исторических районов центра) будет стоить порядка 10–15 тысяч рублей в месяц, в московском — от 20 тысяч. В доме Alligator, несмотря на его удаленность от центра (он находится в одном из спальных районов, к тому же в транспортной доступности от метро), стоимость места при двухместном размещении в комнате составляет 25 тысяч рублей — но тут принципиальнее возможные бизнес-успехи, условия для которых и «продает» проект.