Челябинск сыграет в «Лиге ЖКХ»
Управляющая компания из Екатеринбурга выйдет на Южный Урал по франшизе Екатеринбургская управляющая компания «Лига ЖКХ» планирует развивать в Челябинске бизнес по франчайзингу. Столица Южного Урала входит в число городов, в которых она ведет переговоры с потенциальными партнерами. По подсчетам владельца бренда, от франчайзи потребуются вложения от 1 млн руб., при этом рентабельность его бизнеса составит 15-25%. Эксперты отмечают, что франчайзинг в сфере ЖКХ может оказаться выгодным, однако число желающих выйти на этот рынок ограничивает необходимость в больших издержках на начальном этапе. По мнению участников рынка, предложение франшизы в Челябинске может быть интересно небольшим организациям, только выходящим на рынок. Управляющая компания из Екатеринбурга «Лига ЖКХ» ведет переговоры с потенциальными партнерами из Челябинска об открытии франшизы в столице Южного Урала. Об этом „Ъ-Южный Урал” сообщил собственник компании Илья Сотонин. Кто рассматривается в качестве потенциальных франчайзи, бизнесмен уточнять не стал, отметив, что партнеров владелец бренда выбирает очень тщательно. «Мы понимаем, что первым франчайзи будет тяжело, поэтому серьезно подходим к выбору партнеров»,— рассказал господин Сотонин. В первую очередь, «Лига ЖКХ» ищет партнеров среди новых игроков челябинского рынка, поскольку действующим управляющим компаниям, на ее взгляд, зачастую мешает их «профдеформация». Согласно данным сайта компании, открытие франшизы требует от партнера вложений от 1 млн руб. Ожидаемая рентабельность бизнеса — 15–25%, окупаемость — от одного года. На себя «Лига ЖКХ» берет работу централизованного консьерж-офиса, принимающего звонки, письма, сообщения в чат, а также прием платежей, взаимодействие с должниками, обучение персонала, функционирование единой технической службы. По данным сервиса «Реформа ЖКХ», сегодня в Челябинске действуют 309 управляющих организаций (в том числе 94 ТСЖ и восемь ЖСК), обслуживающих в общей сложности 5737 жилых домов с общей площадью помещений 33,9 млн кв. м. Лидерами по числу обслуживаемых зданий являются УК «Ремжилзаказчик» (537 домов), ПЖРЭУ Курчатовского района (438) и ООО «ДЕЗ Калининского района»(383). Топ-3 по обслуживаемым площадям формируют те же компании, но в обратном порядке. Сами участники рынка отмечают, что наиболее крупной управляющей компанией в Челябинске является «Созвездие», при этом часть домов обслуживают ее дочерние структуры. Выход «Лиги ЖКХ» на челябинский рынок представители ведущих УК областного центра оперативно прокомментировать не смогли. По словам председателя комиссии Челябинской городской думы по ЖКХ, благоустройству и природопользованию Дмитрия Холода (экс-директора УК «Созвездие»), число управляющих компаний, обслуживающих жилые дома в областном центре, включая ТСЖ, выросло за последние три года со 150 более чем в два раза. «Думаю, что в дальнейшем их количество будет расти, учитывая появление новых микрорайонов,— говорит он.— На рынке есть как крупные организации, так и компании, управляющие одним или несколькими домами». По мнению господина Холода, предложение франшизы может быть интересно небольшим организациям, только выходящим на рынок. «При этом вне зависимости от того, по какой модели компания планирует работать, она должна считать экономику,— говорит депутат.— Чтобы иметь возможность предложить конкурентоспособный тариф на обслуживание, необходимо выйти на определенный объем обслуживаемых площадей». По мнению аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, бизнес в сфере управления жилыми домами по франшизе может стать для партнера выгодным, в первую очередь, из-за достаточно низкой конкуренции на этом рынке. «К преимуществам франшизы в сфере ЖКХ перед другими сферами бизнеса можно отнести также большую емкость рынка, относительно невысокий уровень текущих расходов, возможность работы без приобретения или аренды достаточно крупного офиса, действенные меры воздействия на неплательщиков (например, отключение). Среди минусов — необходимость в значительных издержках на стартовом этапе (на приобретение техники и оборудования), потребность в квалифицированных кадрах, обучении персонала, а также частое изменение законодательства в сфере ЖКХ, которое вынуждает постоянно менять условия работы»,— говорит господин Коренев. По словам исполнительного вице-президента Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, практика работы компаний в сфере ЖКХ по франшизе довольно распространена и эффективна на Западе. «Идея в целом интересная, она позволяет разделить компетенции достаточно дорогостоящих квалифицированных специалистов на большие территории, и сделать бизнес технологичным,— отметил эксперт.— Насколько она приживется в российских условиях, большой вопрос, потому что нужно „продать” франшизу как населению, так и муниципальным администрациям, которые могут поставить достаточно серьезные заградительные барьеры». Артур Якушко