Грузоотправителей разделили по сортам
Приняты правила недискриминационного доступа к портам Правительство утвердило правила недискриминационного доступа (ПНД) к портовым услугам. Документ регламентирует алгоритм доступа к свободным мощностям стивидоров: приоритет получают инвесторы портов, страны ЕАЭС, крупные клиенты и грузоотправители с договорами take-or-pay или долгосрочными контрактами. Портовики в целом удовлетворены ПНД, но у грузоотправителей есть вопросы к порядку доступа. Ситуацию усложняет приоритет стран ЕАЭС: по данным “Ъ”, это лоббировала Астана, но на рынке считают, что первоочередной пропуск казахских грузов усложнит доступ компаний РФ к портам. Правительство вчера опубликовало разработанные ФАС правила недискриминационного доступа в портах (премьер подписал их 20 октября). Принятая редакция значительно отличается от прошлогодних проектов, вызвавших недовольство Минтранса и стивидоров. ПНД регламентируют принципы доступа грузоотправителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке, предоставлению буксиров. Стивидоры обязаны вести реестр заявок и создавать равные условия для клиентов, не отказывая им в заключении договоров при наличии мощностей. Доступ к услугам должен предоставляться в пределах «доступной мощности» (рассчитывается и публикуется ежемесячно). Ее отсчитывают от нормативной пропускной мощности порта по проекту, но эта величина уменьшается при снижении пропускной способности подходов к порту, погодных условий и т. д. В первую очередь «квоту» получают инвесторы портовой инфраструктуры, затем страны—члены ЕАЭС по межправсоглашениям, потом крупные грузоотправители, доля перевалки которых в порту выше 30%, клиенты с договорами take-or-pay, долгосрочные клиенты (переваливающие груз в порту не менее трех лет или имеющие действующие договоры с портом). Советник главы ФАС Павел Шпилевой назвал принятый порядок приоритета «важным», но добавил, что нужен и документ, регламентирующий ПНД к инфраструктуре портов, так как они находятся в разных условиях доступа к мерам господдержки: одни строятся за бюджетные деньги, другие — за частные. В Минтрансе и Росморречфлоте на запрос “Ъ” не ответили. Глава инвесткомитета Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов отмечает, что документ — результат многолетней совместной работы ведомств и стивидоров, ПНД «положительно оценены профессиональным сообществом». Член комитета по транспорту «Опоры России» Владимир Фефелов говорит, что правила «призваны упорядочить использование портовых мощностей, находящихся в руках крупных игроков-монополистов». Порядок обязывает стивидоров открыто обозначить не только свой потенциал, но и его распределение, отмечает он. Малый и средний бизнес не обозначен в перечне приоритетных групп, но должен получить возможность недискриминационного доступа к портам даже с учетом ограничений, подчеркивает господин Фефелов. Но ПНД вызвали вопросы у грузоотправителей. В «Русале» “Ъ” сообщили, что правила не в полной мере защищают интересы потребителей, «возникают вопросы к алгоритму расчета доступной мощности». Если с преимуществом инвесторов можно согласиться, то приоритет для клиентов с долей в перевалке выше 30% в компании сочли нарушением недискриминационного подхода. Единственной привилегией для крупных клиентов может быть скидка за объем не более 20%, уверены в «Русале», в остальном должно действовать правило первоочередности заявки. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает ПНД «прозрачным и учитывающим интересы всех стейкхолдеров», но добавляет, что проблемы часто возникают на стыке «железная дорога—порт» и расчеты могут столкнуться с конвенционными запретами ОАО РЖД и простоями на выгрузке. По информации “Ъ”, согласование ПНД затянулось и из-за переговоров с Казахстаном, требовавшим доступа к портам РФ на уровне ЕЭК. Источник “Ъ” отмечает, что вопросы вызывает пункт, дающий приоритет по межправсоглашениям: в Астане уже хотели экспортировать 14 млн тонн угля через Дальний Восток, Казахстан может получить этот приоритет. Но не ясно, как гарантировать провоз казахских грузов через узкие места на Восточном полигоне ОАО РЖД, как решать вопросы с грузоотправителями РФ, недоумевает источник “Ъ”. По информации “Ъ”, вопрос межправсоглашения с Казахстаном будет рассматриваться сегодня в Ереване межправительственным советом ЕАЭС. Анастасия Веденеева