Кара небесная. Религиозный экстремизм поднимает голову
Актуально ли сегодня для России такое явление, как религиозный экстремизм? Разобраться в этом мы решили с помощью экспертов на круглом столе сетевого вещания «ВМ». Люди, активно протестующие против премьеры фильма «Матильда», причисляют себя к последователям религиозного учения «царебожие», возникшего в 30-е годы прошлого столетия. Согласно ему, убийство большевиками последнего российского императора и его семьи является сакральной жертвой, искупающей грехи русского народа, совершенные им за предшествующие этому событию 300 лет. То есть за срок правления самого дома Романовых. Однако поддерживает ли Церковь противоправные действия людей, прикрывающихся православием? И кто или что в конечном итоге подталкивает их к экстремизму? По словам одного из участников круглого стола «ВМ», протоиерея Михаила Потокина, поступки так называемых православных активистов могут быть спровоцированы именно теми людьми, против которых в конечном итоге они и направлены. Разъясняя свою точку зрения, отец Михаил напомнил о террористическом акте в редакции французского сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», когда фанатики-исламисты расстреляли двенадцать его сотрудников в ответ на публикацию в журнале карикатур на пророка Мухаммеда. — Мы всегда должны помнить, что существуют люди, которые легко провоцируются на насилие, — сказал протоиерей. — Нам необходимо понять, как вести себя с ними, чтобы оставаться свободными в своем мнении, в своем праве высказываться на самые разные темы, в том числе и религиозные, и в то же время — не допустить провокаций. Вопрос о границах дозволенного всегда актуален. В то же время никакое насилие не может быть поддержано обществом. Ненависть разрушает. И никогда ни одна нормальная религия не согласится с экстремизмом, который творится от ее имени. К слову, Московский патриархат устами председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды осудил деятельность Христианского государства (случайно ли это название напоминает имя запрещенного в России террористического Исламского государства? — «ВМ»). Однако это заявление освещалось в средствах массовой информации не так широко, как деяния фундаменталистов, прикрывающихся ее именем. У представителей светского сообщества иной взгляд на обсуждаемую проблему. Так, политолог Сергей Юдин считает, что катализатором радикализма в большинстве случаев является экономика. Чем больше она подвержена спаду, тем ярче и активнее экстремисты начинают проявлять себя. Человека отчаявшегося, неуверенного в будущем, лишенного перспектив, легко увлечь примитивными и деструктивными идеями. Достаточно вспомнить терпящую экономическое бедствие Германию начала 30-х годов прошлого века или эпоху распада СССР, когда на фоне всеобщей разрухи в нашей стране взошли ростки экстремистских течений самого разного толка — от «черносотенного» общества «Память» до откровенно неонацистского РНЕ. — Политика в данном случае вторична и является лишь отражением экономики, — подчеркнул Юдин. — Вспомните произведения русских классиков, — парировал отец Михаил. — Как ни пишут они о простом народе, так всегда и везде бедность и упадок. Экономические трудности в России продолжаются уже несколько сотен лет. Так что дело в другом. А именно в том, что мы — я сейчас имею в виду наше общество в целом — не умеем уважать чужое мнение и людей, его высказывающих. Можно пересажать экстремистов в тюрьмы, но что это решит, если мы так и не научимся слушать и слышать, а главное, понимать друг друга. К слову, о высокой литературе. Действительно, только ли в экономике дело? А как быть с образованием? Как быть с тем, что у людей, особенно молодых, в головах? Могут ли разрушительные идеи очаровать человека образованного, обладающего критическим мышлением, широким кругозором? Известно, что среди радикальных «фюреров», ведущих за собой толпу, немало людей с хорошим интеллектуальным багажом. Но можно ли сказать то же самое о тех, кто за ними следует? — Я уверен, что если человек занимает здравую, адекватную позицию, то его чувства оскорбить очень сложно, — вступил в разговор кандидат биологических наук Александр Панчин. — А если кто-то считает, что оскорбление нанесено его вере, значит, не так уж эта вера и сильна. — Так называемые православные экстремисты — это люди, которые были упущены нашей Церковью, — ответил на это научный сотрудник Центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Антон Григорьев. — А ведь их необходимо привлекать в храм. Мы же говорим о людях «горячей веры», которые специфически понимают самопожертвование во имя Бога. И лично мне очень жаль, что повод, который они находят для этого, — совершенно ничтожный, не стоящий ни жизни, ни судьбы, ни репутации. Почему они не отдают себя служению детям, своей семье, своей Родине? В конце концов, они могли бы просто сдавать кровь, спасая этим других... Каждый участник круглого стола оценивал проблему религиозного экстремизма по-своему — и оттого общий взгляд на нее оказался гораздо шире, чем можно было предположить изначально. Политолог Юдин говорил об экономике, биолог Панчин размышлял об экстремизме через призму науки, отец Михаил и богослов Григорьев рассуждали о взаимопонимании, всепрощении и роли Церкви в духовном воспитании общества. Еще один гость студии «ВМ», врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович попытался проанализировать мотивы радикалов с позиции клинической психологии. — Такое определение, как «горячая вера», вынуждает нас задаться вопросом, насколько ее носители, готовые разрушать и убивать ради своих убеждений, отличаются от готовых пациентов врача? — сказал он. — Да, такая вера очень напоминает сверхценную идею (психологический термин, более известный, как идея фикс. — «ВМ»), которая, в свою очередь, близка к бреду. А бред — это, напомню, концепция, которая не допускает никаких вариаций и не поддается ни научному объяснению, ни логическому восприятию. Так выходит, что имеет место быть та самая проблема с критическим мышлением? Вернее, с его отсутствием. Что, в свою очередь, не позволяет услышать и принять чужое мнение — о чем и говорил в начале дискуссии отец Михаил. И если из того, что было сказано нашими экспертами, можно получить ответ на вопрос «Кто виноват?», то вопрос «Что делать?» пока остается открытым. Ответ на него, по-военному прямолинейный, предложил председатель Совета по общественной безопасности организации «Офицеры России» Антон Цветков. — Есть закон, — заявил он. — И поджог машин, который имел место быть в ситуации с фильмом «Матильда», определяется им как умышленное уничтожение имущества. Это статья предусматривает вполне определенную ответственность. Независимо от того, к каким религиозным течениям и организациям относят себя преступники. — Да, на поджоги имущества должны реагировать правоохранители, — поддержал эту точку зрения Александр Панчин. — Однако, на мой взгляд, закон работает двойственно. Всем известна статья Уголовного кодекса, защищающая чувства верующих. Но как быть с атеистами? Ведь получается, что одна группа людей, защищенная законом, начинает чувствовать безнаказанность за свои действия. Двойные стандарты поляризуют общество, приводят к конфликту между верующими и теми, кто причисляет себя к атеистам. — Закон защищает любого человека, — ответил на это отец Михаил. — В том числе и от оскорблений. Существует ли в обществе противостояние между верующими и неверующими в Бога? Я, физик по первому образованию, такого конфликта не вижу и внутри себя его не чувствую. Замечаю лишь остроту, которая зачастую подменяет собой диалог в обществе. Завершая дискуссию, эксперты «ВМ» по традиции подвели ее итог. Участники круглого стола сошлись в том, что человек должен уметь формировать собственное мнение, основанное на фактах, а не на сторонних домыслах. Рациональное мышление способствует решению многих проблем. А лучшая реакция на всевозможные провокации — это предание их забвению. КАК У НИХ? ■ Жизнь за карикатуру. Один из самых громких терактов последних лет — нападение исламистов на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo 7 января 2015 года. Тогда были убиты 12 человек, еще 11 получили ранения. В начале 2013 года Charlie Hebdo опубликовал комикс о жизни пророка Мухаммеда. Считается, что это послужило основным мотивом нападения. ■ Призывы к осквернению. 20 марта 2011 года консервативный американский пастор Терри Джонc сжег Коран в одной из церквей Флориды, что спровоцировало радикальных исламистов на массовые беспорядки в Афганистане, включая убийства людей. В 2012 году пастор выступил продюсером скандального фильма «Невинность мусульман», вызвавшего большую волну возмущения в странах ислама. ■ Свобода слова по-датски. В 2005 году датская газета Jyllands-Posten опубликовала карикатуры на пророка Мухаммеда. Скандал, разгоревшийся после этого в Дании, впоследствии перекинулся на многие европейские и ближневосточные государства, едва не став причиной серьезного политического кризиса — мусульмане по всему миру выходили на акции протеста, призывая к расправе над авторами рисунков. ■ Убийство во имя господа. Одна из самых известных религиозных террористических группировок Африки — Господня армия сопротивления. Она действует с 1987 года, сражаясь против правительства Уганды и сопредельных стран за установление в них теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях. На счету группировки — несколько массовых убийств, в том числе зверская расправа над 400 мирными жителями в Демократической Республике Конго в декабре 2008 года. АКЦИИ ПРОТИВ «МАТИЛЬДЫ» Утром 11 сентября неизвестные подожгли две машины у московского офиса Константина Доб рынина, адвоката режиссера Алексея Учителя. На месте поджога были разбросаны флаеры с надписью «За Матильду — гореть». До этого, 4 сентября, УАЗ, груженный бочками с бензином и газовыми баллонами, протаранил здание кинотеатра «Космос» в Екатеринбурге. А 31 августа неизвестные закидали здание студии Алексея Учителя в Санкт-Петербурге бутылками с горючей смесью. Ранее, в январе, члены общественной организации, называющей себя «Христианское государство — Святая Русь», разослали директорам кинотеатров письма с угрозами: «Если выйдет фильм, кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». После этого ряд кинозалов отказался от демонстрации картины. Официальное заявление о происходящем сделал министр культуры РФ Владимир Мединский. По его словам, «самозванные «активисты» дискредитируют и государственную политику, и Церковь». ПРЯМАЯ РЕЧЬ Игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела саратовской епархии: — Лично меня не первый год уже беспокоит деятельность различного рода ревнителей, которые от утверждения «добро (читай: православие) должно быть с кулаками» переходят к реализации этого небесспорного постулата на деле. Я не то чтобы не понимаю или не разделяю возмущение этих ревнителей. Нет, многим из того, что происходит сегодня в России, я сам нередко бываю до крайности возмущен. Но то ли от того, что я священник, то ли от того, что я достаточно вдумчиво читаю Евангелие и святых отцов, у меня не появляется желание прибегнуть к искоренению зла силой. В том числе и потому, что мне предельно ясны ближайшие уже последствия таких действий. Нет у нас никакого православного экстремизма. Нет просто потому, что и православного, собственно, во всех этих «экшенах» ничего нет, кроме формы, одежды, лозунгов и оправдания «от Писаний» своих собственных страстей. ЦИФРА 100 тысяч подписей против «Матильды» собрала Ната лья Поклонская. Депутат направила в МВД, Генпрокуратуру и Минкульт запрос «о принятии мер по недопущению оскорбления религиозных чувств верующих». ЦИТАТА Николай Бердяев, философ и публицист, яркий представитель русского экзистенциализмa — Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек давно обличенный и осужденный Христом. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!