Войти в почту

Сибиряк доплывет до Ямала и по историческим описаниям смоделирует волочение лодки

Томич Александр Бойцов завершил строительство копии исторического судна - ботика Петра Первого «Святой Николай» и начал подготовку к экспедиции. Летом следующего года он намерен пройти часть маршрута, по которому поморы ходили в первый заполярный город семнадцатого века Мангазею. Собранные в уникальной экспедиции материалы помогут исследовать историю освоения севера Сибири и войдут в основу документального фильма и фотовыставок. «В пятнадцатом веке Мангазейский морской ход или Северный морской путь был оживленной торговой магистралью, - пояснил Александр Бойцов. - По нему везли пушнину, мамонтовую кость, порох, соль, ткани. Кроме плавания по Белому, Баренцеву и Карскому морям путь шел по рекам и озерам, а на двух участках - по сухопутным волокам – Чёшскому на Канином носу и Ямальскому, в центре полуострова Ямал. Лодки волокли по суше от одной реки до другой, чтобы сократить время в пути и избежать неблагоприятной ледовой обстановки». Экспедицию проведут в три этапа, за три навигации: Ямальский волок на полуострове Ямал, городище Мангазея на реке Таз, городище Пустозерск на реке Печора. Старт первого этапа запланировали на июнь 2018 года. Ботик пройдет по Томи и Оби, выйдет в Обскую губу, далее вдоль восточного побережья Ямала доберется до поселка Сеяха, а оттуда к месту Ямальского волока. Протяженность маршрута Томск - Сеяха составляет 2993 километра, Сеяха - Ямальский волок - 172 километра. Команда экспедиции определит точное место волока, нанесет на карту его предполагаемые границы, исследует рельеф местности и смоделирует по историческим описаниям процесс волочения судна с помощью ворота. Автор проекта давно ведет мониторинг гидрометеорологических данных по акватории предстоящего маршрута: температуры воздуха, осадков, ледовой обстановки, ветра и течения. «Ботик полностью укомплектован, как того требовал оригинал судна, но для экспедиционного перехода этого недостаточно, - отметил Александр Бойцов. - Нужны деньги на дополнительное обустройство лодки и жизни на борту в течение длительного времени, на оборудование и снабжение экспедиции». Сбор средств уже начали. Поддержать томскую экспедицию можно на сайте https://planeta.ru/campaigns/kray-zemli. Александр Бойцов построил полномасштабную реплику исторического судна, на котором юный царь Петр учился ходить под парусом, и которое называл «Дедушкой русского флота». Строительство длилось десять лет. Осенью прошлого года автор с помощью краудфандинга собрал деньги на пошив парусов для лодки. Проект поддержали в городах России, а также Норвегии, Финляндии, Германии, Литвы. Паруса изготовили в мастерской «Северное Сияние» в Санкт-Петербурге. Ширина полотнища позволила почти в точности повторить крой старых мастеров. На собранные средства также изготовили флаги: штандарт, Андреевский флаг и гюйс.

Сибиряк доплывет до Ямала и по историческим описаниям смоделирует волочение лодки
© ИА Север-Пресс