Ещё

«Femen, история предательства»: три вопроса автору 

«Femen, история предательства»: три вопроса автору
Фото: ИноСМИ
Оливье Гужон — журналист и репортер французских и европейских изданий. В 2009 году он был первым, кто подготовил материалы о Femen на Украине. Он согласился ответить на мои вопросы по случаю выхода его книги «Femen, история предательства» в издательстве Max Milo.
Паскаль Бонифас: По вашим словам, настоящие создательницы Femen были задвинуты в тень и даже оказались в опасности на Украине из-за действий , которая сейчас символизирует это движение во Франции. Почему и как это случилось?
Оливье Гужон: Не «по моим словам». Таковы факты. Основание «Новой этики» (будущие Femen) в 2007 году Оксаной Шачко и , переезд в Киев, появление нынешнего лидера Инны Шевченко (у нее нет никаких родственных связей с Александрой) в 2010 году, эпопея с ее бегством во Францию летом 2012 года, тяжелый для Оксаны и Александры год на Украине, маневры Каролин Фурест (Caroline Fourest, она заявила Оксане и Александре, что им не рады во Франции, но при этом оказала всю поддержку Инне) для укрепления власти в движении, враждебность французских Femen к Александре и Оксане, которые являются намного более легитимными лидерами, чем Фурест и Шевченко… Все это опирается на множество документов, источников и свидетельств.
Почему? Потому что Александра и Оксана — искренние революционерки, которые формируют движение за равенство и солидарность, тогда как Инна преследует личные цели. Не скажу, что это заслуживает осуждения само по себе, только вот достижение этой цели подразумевает политическое отстранение и создание угрозы для других. Все это при потворстве Каролин Фурест и на глазах у не желавших ничего замечать прессы и ведомств.
Даже если дистанцироваться от такого захвата власти, в его результате движение потеряло свой идеал. Сначала оно опиралось на равенство (на Украине его основательницы делились всем), однако в итоге стало вертикальной структурой с культом лидера и авторитарными решениями. Революционное движение расширилось и лишилось изначальной идеологии: борьба за равенство полов с помощью «секстремизма». Изначально акции были направлены против таких вещей, как, например, секс-индустрия, но затем стали все сильнее ориентироваться на то, что обладает большей медийной ценностью…
— Почему французские СМИ не захотели говорить об этих манипуляциях, хотя к этому пытались привлечь их внимание?
— Прежде всего, так история выглядела намного красивее. У нас была восхитительная пассионария, которая бежала с Украины из-за преследований после покушения на религиозную символику и нашла прибежище в стране прав человека и просвещения… Руководство редакций не захотело ниспровергать или омрачать легенду, потому что правда для него — вторична. Главное — дать аудитории красивую историю с четким разделением сторон, которую каждый может легко усвоить, найдя в ней себя. Это стремление к упрощению подтолкнуло журналистов к тому, чтобы срезать углы. По отдельности такие шаги выглядели достаточно невинно, чтобы не тревожить совесть журналистов, однако в совокупности они очень сильно исказили правду. Так, например, Инна не основала Femen, а появилась в движении лишь через два с лишним года после его основания и довольно быстро бежала к огням французской сцены. При этом в большинстве статей о Femen ее представляют как одну из основательниц. Ведь так же проще! Повторение этих упрощений стало роковым для Александры и Оксаны, которые стремились сохранить суть движение и его огонь. Этому еще больше способствовали действия медийного персонажа первого плана в лице Каролин Фурест, которая выпустила книгу с целым ворохом неточностей, ошибок и лжи.
Некоторые журналисты все же говорили об узурпации, например, Мари Ватон (Marie Vaton) в L'Obs и  (Frédéric Beigbeder) в Lui. Однако такие случаи были редкостью и не привлекли к себе особого внимания. В этом-то и заключается задача медийной машины. Некое утверждение начинают рассматривать как истину лишь потому, что его без конца повторяют в информационном пространстве. Чем больше о чем-либо говорят, тем оно реальнее. Я не пытаюсь обвинять журналистов, поскольку индивид не играет особой роли и практически невидим внутри своих СМИ. Так, в мае этого года газеты массово поддерживали , хотя внутри редакций мнения журналистов были вовсе не такими однозначными.
Как бы то ни было, для продвижения медийной машине необходимы мощные инструменты. Каролин Фурест и ее связи в СМИ и министерствах (она много говорит о них в книгах и интервью), безусловно, повлияли на развитие истории.
— Легко ли Франции осудить подобное недобросовестное поведение? Хорошо ли была принята ваша книга в СМИ, многие из которых писали об акциях Femen?
— Нет, это непросто, потому что никто не любит признавать ошибки. Говорят о прошедшем времени, недостаточной актуальности темы, невысоком интересе к ней и т.д. Словно восстановление чести и достоинства двух политических беженок, которые сформировали прославившееся на весь мир за несколько месяцев радикальное движение сопротивления менее важно, чем статус или же перевод нового игрока в PSG.
Кроме того, я наткнулся на боязливость издательств. Заказ на книгу поступил мне от издательства Marabout, однако за несколько часов до отправки в печать, мне сообщили, что не станут выпускать ее. Все были очень довольны расследованием, в Marabout вложили много времени, сил и средств, мы получили добро от юридического отдела… Однако книгу затормозили. Без официальных объяснений. Думаю, что представленная в ней информация о Каролин Фурест сыграла свою роль, поскольку она выпустила не одну книгу у Hachette.
Я не говорю о заговоре. Во Франции никто не может помешать выходу книги. Она, без сомнения, даже не была в курсе проблемы (хотя я связывался с ней во время подготовки материалов, и она отказалась ответить на вопросы) и явно не делала звонков, чтобы остановить публикацию. Думаю, виной тому финансовые соображения: кто-то стоящий выше моего редактора посчитал, что книга принесет больше проблем, чем прибыли. Самоцензура и боязливость. По счастью, мне открыли двери в Max Milo.
Как бы то ни было, если не считать связей Инны с рядом СМИ, книга была неплохо принята. Прежде всего, в силу качества расследования и необычной тематики. Никто еще не рассказывал настоящую историю этого движения и произошедших с ним перемен, которые оказались очень глубокими и быстрыми. Короткая память, поверхностность, перемены в редакциях… За пять лет обстановка изменилась. Как бы то ни было, не могу не отметить, что везде, куда меня приглашают, меня просят рассказать историю Femen и произошедших с ним перемен, а не воспевания в СМИ захватившей власть Инны Шевченко с 2012 года и лжи поддержавшей ее Каролин Фурест.
Подпольный миллионер запугивает новоселов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео