Ещё
Крым парализовало
Крым парализовало

100 лет воспитания: от Скандинавии до Индии 

Фото: Medaboutme.ru
СодержаниеОсобая кастаВечная проблема или что умеет курицаЕвропейская система воспитания: сдержанный, самостоятельный, свободныйВоспитание в скандинавских странахФранцузский тренд: «сдержанные дети — заслуга сильных родителей»Покровительство по-немецкиБританская учтивость и железная выдержкаЮжная непосредственность или ребенок «на пьедестале»Азиатские вундеркиндыКак не превратится в камбалуЗаокеанский тайм-аут«Суровая» российская чувствительность
Когда рождается ребенок, родители мечтают о том, чтобы вырастить прекрасного человека. Как этого добиться? У каждого народа свой рецепт «лепки», который во многом зависит от сложившихся обычаев, традиций и духовных практик. Как повлиял на изменения в стилях воспитания ритм современной жизни и есть ли общее в методиках и средствах в разных странах, разбираемся вместе на MedAboutMe.
Особая каста
Любой ребенок рождается уникальным и до поры никто из взрослых не подозревает, что за человек из него вырастет. Он — исключительное творение природы, которое она доверяет родителям в надежде, что они позаботятся о создании Человека. Дети — особая каста, наделенная солнцем от рождения. Главная задача взрослых — помочь светить «солнцу», ведь нам не дано знать заранее, кого мы встретим в ребенке.
Вечная проблема или что умеет курица
Проблема воспитания достойного человека вечна. О ней рассуждают еще со времен античности, задумываясь о сложностях воспитания личности из ребенка. Любовь к своему ребенку заложена у матери изначально, но этого недостаточно в сложном деле воспитания гармоничного человека. Как справедливо заметил однажды Максим Горький — «любить детей и курица умеет», но умение их воспитывать требует знаний, опыта и таланта. Слову в этой системе принадлежит особая роль. Оно выступает не только как способ общения, но служит инструментом влияния на эмоции и чувства ребенка. Искусство воспитания сложно, и каждый народ вкладывал свои слова в этот важнейший процесс свой вековой опыт и знания.
Европейская система воспитания: сдержанный, самостоятельный, свободный
Европейская система воспитания прошла долгий путь прежде, чем ее признали одной из самых удачных. Основы были заложены в раннем средневековье, где различались три основных направления:
«народное», основанное на получении опыта разными сословиями, а все необходимые знания и умения дети получают в семье от старших, что предполагало беспрекословное послушание; военное или «рыцарское», отличавшееся обязательным освоением семи рыцарских искусств; духовное (религиозное), ставшее основой интеллектуального воспитания в европейских странах.
Однако первоначально ориентированная на жесткости и наказаниях за непослушание, воспитательная система трансформировалась в современном мире в прямо противоположную. Окончательно сформировавшаяся во второй половине 20 века, новая схема основывается на уважении индивидуальности и предоставлению ребенку полной свободы выбора.
Важнее всего здесь — воспитание человека как личности, самостоятельной и развитой, способной к самовыражению.
Ее основные составляющие:
отсутствие шаблонов; развитие творческих способностей; поощрение самостоятельности; создание комфортной среды для развития личности ребенка; категорическое неприятие любого насилия; стимуляция индивидуального развития.
Следуя общим принципам европейской системы, в каждой стране, все же, сложились свои отличия в воспитании детей, которые особенно заметны, если рассматривать этот вопрос с точки зрения географии.
Воспитание в скандинавских странах
Вера в силу знаменитого «нордического» характера лежит в основе воспитания детей во всех странах северной Европы. Считается, что жители Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии априори не склонны к дебоширству и агрессии. Поэтому здесь категорически не приветствуется физическое наказание в любом его проявлении. За соблюдением этого правила строго следят соцслужбы и сами дети, т. к. с детства знакомы со своими правами. Скандинавская семья принципиально отличается от российской тем, что в ней возможен только диалог.
Дети признаны самостоятельной юридической единицей, поэтому и относятся к ним соответственно:
свобода выбора полная; безоговорочное подчинение исключено; мнение ребенка учитывается наравне со взрослыми.
Самый главный постулат — обеспечение безопасности ребенку.
Повышение голоса на ребенка в Швеции вполне может послужить поводом для наказания … родителей. Кроме того, вопросы пола и деторождения освещаются с самого раннего возраста.
В Норвегии государство более толерантно к родителям. Главное, что должны безоговорочно соблюдать родители, — обеспечение полноценного питания и возможность физического развития ребенка. Гулять норвежским малышам разрешается вволю. Главное, считают взрослые, активные игры на свежем воздухе, а математику они успеют выучить.
Педагоги в скандинавских странах вообще уверены, что развитию ребенка в первую очередь способствует игра.
Вместо шлепков расшалившемуся малышу объяснят, что последствия могут быть для него, как для равноправного члена общества, могут быть совсем не приятными. Поэтому вседозволенность не поощряется.
Французский тренд: «сдержанные дети — заслуга сильных родителей»
С самого начала своего формирования как государства Франция отличалась высокой национальной культуры, в системе ценностей которой воспитанию подрастающего поколения уделялось серьезное внимание.
Генрих IV Наваррский в государственном регламенте отметил, что благополучие государства, равно как и народа, «зависит от хорошего воспитания молодежи, цель которого подготовить детей к изучению наук и сделать их людьми полезными обществу и государству».
Для этого необходимо было:
научить богопочитанию; воспитать почтение к государству; развивать навыки общения.
Основные принципы воспитания маленьких французов сохранились во Франции до сих пор:
развитие физических и моральных качеств ребенка; внимание к индивидуальным особенностям детей; выработка самостоятельности; совершенствование творческих способностей ребенка.
Современная система воспитания по-французски — полная зависимость от решения родителей, т. е. «здесь командую я, мама (папа)». Речь не о том, что у малыша не может быть собственного мнения. Дело в том, что дети с раннего детства знают о расставленных в семье приоритетах, поэтому не устраивают истерик по поводу не купленной сто первой игрушки, а соглашаются с доводами родителей.
Правила для детей установлены на грани дозволенного родителями:
выбор телепередачи остается за ребенком, но время и продолжительность определяет родитель; физическое воспитание ребенка нацелено на раннее его развитие и воспитание способности справляться самому с трудностями (т. е. никто в слезах не бежит искать маму из-за царапины — ее просто нет, она работает); «сюсюканье» родителей исключено полностью из-за их занятости на работе (во Франции женщина выходит из декретного отпуска уже через 3 месяца, иначе она может потерять работу); «бабушка-дедушка» в качестве палочки-выручалочки тоже отсутствует (они обычно живут отдельно и не страдают из-за того, что не успели испечь пирожки для внуков); воспитание социально адаптированного ребенка проходит в яслях и детских садах с самого нежного возраста, поэтому малыши во Франции «с младых ногтей» привыкают к общению в коллективе, поэтому дети сильны психологически и физически.
Сдержанные дети — заслуга сильных родителей, умеющих уверенно говорить «нет» своим любимым деткам. Уверенность мам и пап из Франции основана на том, что любовь к ребенку измеряется не бессонными ночами родителей, поэтому младенцы там с трехмесячного возраста спят отдельно и дети четко понимают, что родители не обязаны посвятить им всю жизнь без остатка. Объяснением и демонстрацией того, что можно, а чего нельзя, воспитывается рассудительность, вежливость и устойчивость к стрессовым ситуациям.
Покровительство по-немецки
Строгость в воспитании отпрысков была обычной в Германии вплоть до 21 века. Таблетка под названием «ремень» применялась немецкими папами для «лечения» шалунов без стеснения. Физическое наказание не считалось зазорным, а строгость авторитарного воспитания была известна в мире. Однако все меняется со временем. Не обошли стороной перемены в воспитании и Германию.
В 2000 году специальный закон запрещает физическое насилие взрослых по отношению к детям. Право на воспитание родителям оставили, но любое унижение ребенка, включая физическое, карается по закону.
С малолетства маленькие граждане Германии знают, что им обеспечено покровительство государства, а их безопасность обеспечена законодательно. Родители, изначально зная о строгостях закона, стараются приучить ребенка к самостоятельности. С рождения в немецких детях педантично воспитывается индивидуализм. Ребенка приучают:
отстаивать собственное мнение; иметь высокую самооценку, основываясь на личных достижениях;
Демократичность, предоставление свободы выбора и самостоятельности без унижения — основные принципы воспитания.
Согласно исследованиям ученых института BAT-Freizeit-Forschungsinstitut, воспитание у детей самостоятельности немецкие родители ставят сразу после честности и привычки к порядку.
Комментарий экспертаАксель Даммлер, магистр гуманитарных наук, директор социологического института Iconkids & Youth
Ученые из нашего института, выполняя заказ журнала о воспитании Eltern («Родители»), провели исследование, касающееся воспитания современных немецких детей и их взаимоотношений с родителями.
Безусловно, немецкие мамы и папы любят детей, но твердость в воспитании и достижении целей проявляют. Взрослые, обосновывая ограничения, стараются объяснить, что действуют в интересах детей, учитывая их потребности.
Многие стараются делать это, не унижая ребенка. Ведь даже спрятав от него игрушку в наказание за проступок, родители уже унизительно относятся к малышу, пользуясь тем, что он мал и физически не может противостоять им.
Дети сейчас тоже изменились, поэтому полученное в ответ на запрет мнимое послушание таковым на самом деле не является.
Мы считаем, что дети — оптимисты от рождения, но современные подростки намного критичнее оценивают происходящее, чем раньше.
Согласно нашим исследованиям, почти 80% детей считают, что взрослых, которые детей не любят, достаточно много.
Однако нас тревожит другая цифра. Более половины из 800 опрошенных детей очень хотят побыстрее повзрослеть. Мы считаем это следствием возросшей опеки взрослых. Детей ограничивают в самостоятельности и автономии. По нашему мнению, детям нужно больше доверять и стараться завоевать их доверие.
Британская учтивость и железная выдержка
Система воспитания на британских островах своим деловым подходом к вопросу взращивания нового поколения во многом обязана философу Дж. Локку. Согласно основному его утверждению, воспитание определяет поведение людей и все их привычки во взрослой жизни. Основной целью воспитания было «создание» настоящего гражданина, способного принести пользу обществу.
Воспитание по-новому, т. е. с учетом интересов ребенка, сформировалось к 20 веку и нацелено на удовлетворение стремлений ребенка.
Однако пословица о доме-крепости не просто так появилась именно в Англии. Британцы не приемлют вторжения в частную жизнь в принципе и точно так же ведут себя в семье. Каждый человек в семье старается сохранить неприкосновенность души.
Цель воспитания по-британски — развитие сильного характера у детей, физической силы, упорства в достижении целей, преодоление трудностей без посторонней помощи, сохраняя при этом хорошие манеры и преданность долгу.
Такой подход объясняет, например, особенность: недопустимо делать замечания чужим детям. Максимум, что могут позволить себе английские мамы и папы — поговорить с родителями шалуна.
Главные правила, которыми руководствуются английские родители:
детей не должно быть слышно; на первом месте в семье — родители; мама-англичанка социально активна, поэтому выход «в свет» после рождения ребенка возможен буквально через пару дней после его рождения (даже высокий статус Кейт Миддлтон не дал право на дополнительное пребывание в роддоме); капризы детей пресекаются в самом раннем возрасте, поэтому конфуза с истерикой ребенка в общественном месте у английской мамы не предполагается в принципе; полная самостоятельность и финансовая независимость начинается у молодых англичан сразу же после окончания школы. Южная непосредственность или ребенок «на пьедестале»
На юге Европы все по-другому. Строгие европейские правила воспитания отступают перед свободой и раскрепощенностью юга. Главное правило — счастье для ребенка. Итальянский педагог Мария Монтессори прославила Италию и заставила мир взглянуть по-другому на систему воспитания детей.
Отсутствие ограничений, чрезмерной опеки и строгих правил характерны для современной итальянской и испанской системы воспитания детей. Любовь к детям в этих странах безгранична. В свою очередь и семья — самое главное: папа всегда лучший друг, а мама — пример для подражания.
Среди минусов: детям слишком позволяют бездельничать, балуют и постоянно опекают, что в будущем приводит к доле инфантильности и неумению справляться с трудностями без посторонней помощи.
Азиатские вундеркинды
Принципы воспитания детей на востоке формировались под воздействием выдающихся мыслителей. Уже в 10 веке арабский писатель Сухнун высказывался о необходимости крайне осторожно применять физические наказания для детей, а во главу угла ставить развитие индивидуальных особенностей ребенка. Мудрейший Авиценна прославился не только своими врачебными практиками, но и советами по воспитанию детей. В частности, он предлагал совместное воспитание нескольких детей. Мыслитель Газали, живший в 11 веке, советовал воспитывать у детей скромность, умеренность, нравственность и развивать их физически.
В средневековом Китае значительное влияние на принципы воспитания оказали идеи философа Чжу Си. Он определял их как подчинение: дети-родители, подчиненные-правитель.
До наших дней сохранился важный факт в воспитании детей в восточном мире — эмоциональная составляющая.
Как не превратится в камбалу
Японские дети воспитываются по-особому, но с детства знают, что если они будут неуважительно относиться к взрослым, то может случиться так, как предрекает народная мудрость — превратишься в камбалу. Вот так.
Малышей в Японии до школьного возраста воспитывает мама. Маленькие дети с ограничениями не знакомы в принципе. Европейцы часто отмечают, что до пятилетнего возраста малышам вообще разрешается все. Делать замечания расшалившемуся чаду принято тихо, не используя мимику лица, а уж о том, чтобы поддать по месту пониже спины, не может быть и речи.
Самое страшное наказание — публичное осмеяние проступка.
В отличие от социально активных европейских мамаш, японка не стремится отдавать ребенка в детские учреждения — это осуждается. Мама в Японии никогда не демонстрирует свою власть над ребенком, чтобы не отдалить его от себя.
Индия — страна древнейшей культуры, что непременно сказывается на воспитании детей.
Главные добродетели, которыми должны обладать дети:
воспитание духовности; формирование умения рассуждать; умение правильно выразить свою точку зрения; воспитание добротой; духовные практики (медитация, йога).
Интересен подход к оцениванию достижений детей. Похвалу часто заслуживают не те дети, что ведут себя примерно, а те, кто сумели исправить свои промахи, стали лучше.
Раскрыть личность и «построить» характер — вот главная задача.
Заокеанский тайм-аут  Америка моложе всех европейских стран-долгожителей, поэтому и система воспитания формировалась в этой части света под влиянием Европы.
Первое место, естественно, занимает ориентировка на индивидуальность и свободу действий.
Маленькие американцы в любви родителей купаются. Родители их опекают, повсюду таскают с собой и ни в коем случае не применяют физические наказания. Недаром же Америка — родина доктора Спока, без напутствий которого редкая мама не воспитывала своего ребенка.
Для наказания маленьких проказников существует так называемый «тайм-аут», т. е. время, которое отводится ребенку для раздумий в одиночестве. Обычно ему для этого выделяют специальное место (это может быть обыкновенный стул, на котором нужно высидеть означенное время в одиночестве и подумать о своем поведении).
Ответственность за проступки воспитывается жестко. Американская мама не поддается на уговоры «ну-еще-одну-минуточку»
Особый запрет на «оставление» детей без присмотра. Об этом сразу же сообщается в специальную службу.
О своих правах маленькие американцы знают столько и с такого раннего возраста, что их можно назвать членами сообщества юных правоведов.
Личный опытМишель Мартин, доктор психологии, писатель, педагог
В тот миг, когда мой сын появился на свет, родительский инстинкт заполнил меня всю до отказа. Я не хотела расставаться с ним ни на минуту. Вернувшись домой из роддома, я все сделала по-своему, вопреки рекомендациям опытных мам:
не стала приучать ребенка к «самостоятельной жизни» в отдельной кроватке — он спал со мной; кормила его грудью по первому требованию; когда мы выходили куда-нибудь, пользовалась слинг-шарфом.
Угадайте, какая была реакция окружающих? Меня критиковали каждый день и все, кому не лень.
Обвинения в том, что я испорчу сына и сделаю его зависимым от моей помощи сыпались на меня как конфетти из новогодней хлопушки.
Это выглядело так, словно не надеясь на меня, общество взяло на себя коллективную ответственность за воспитание моего сына.
Подобная критика молодых мама за прошедшие 20 лет после рождения моего сына стала уже просто «культурным ритуалом» в США. Большая ее часть сосредоточена все на той же озабоченности общественности: как бы зависимость детей от родителей не стала нормой.
Эти опасения основаны не на исследованиях ученых, а на традициях, укоренившегося в западных ценностях воинствующего индивидуализма.
Кстати, все не так плохо, как казалось окружающим. Мой сын вырос достаточно самостоятельным, учится в колледже за четыре штата от меня и чувствует себя прекрасно, но я знаю, что у нас сохранилась крепкая «связь душ».
Я бы хотела раз и навсегда опровергнуть эти, так называемые, спорные вопросы воспитания, поделившись своим опытом воспитания детей.
Всем, кто причисляет себя к «экспертам», я заявляю:
молодых родителей следует поощрять, когда они выбирают способ воспитания ребенка, доверяясь своим природным инстинктам и наклонностям. Поощряйте их, даже если вы не понимаете и не принимаете их выбор. Потому что это то, что нужно молодым мамам-папам больше всего: ваша поддержка их выбора.
«Суровая» российская чувствительность
О том, чтобы разгадать русскую душу, уже никто и не мечтает. Также сложно вывести формулу воспитания детей в России.
В памяти «живет» домострой и применение кнута вперемежку с пряником распространено повсеместно, невзирая на европейские новомодные веяния.
Если работающей маме повезет, то дедушки-бабушки примут на себя первый этап выращивания чада. Если нет, и родственники по каким-то причинам не могут участвовать в процессе, — тогда детский сад со всеми вытекающими «больничными».
Самостоятельность ребенка не в чести у русских родителей. Их постоянно преследует страх о том, что ребенок неправильно ест, играет или ступеньки слишком крутые, поэтому мамины «крылья» будут прикрывать дитя так долго, насколько это возможно.
Спокойствие в общении, к которому призывал незабвенный Карлсон, нашим мамам только снится. Ну, не может российская мама спокойно смотреть, как новое платье или брючки «весело» рвутся на очередном заборе. Вот и срывается при всех на крик и подзатыльники. Правда, она тут же обнимет ребеночка и еще даст гневную отповедь всем желающим помочь в воспитании ее ребенка.
И, все же, именно в «семейной академии» закладываются ориентиры личности: мораль, навыки общения и трудолюбия, уважение к окружающим и любовь к родителям.
Комментарий экспертаМарина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам»
У истоков российской педагогической науки стоят известные ученые и педагоги — В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили. Ключевые идеи этих авторов в современных реалиях не теряют своей актуальности.
Так, Василий Александрович Сухомлинский выступал против физических наказаний, активно вовлекая родителей в процесс обучения школьников, говорил о важности внутрисемейных взаимоотношений для формирования личности ребенка и для сохранения целостности семьи. В своих книгах Сухомлинский подчеркивал необходимость участия отца в уходе за детьми и его важную роль в воспитании. Сегодня эта идея находит все больше последователей.
Идея Сухомлинского о постоянном самообразовании и работе над собой и воспитании ребенка личным примером также упала в благодатную почву, поэтому не удивляет все возрастающая популярность разнообразных «школ для мам» и курсов повышения родительского мастерства.
Говоря о важной роли родителей в обучении ребенка, Сухомлинский подчеркивал, что возможности для образования и развития ребенка необходимо черпать в повседневных делах, прогулках, наблюдениях и беседах. Живое участие взрослого в играх и занятиях крохи, готовность выслушивать многочисленные «почему» и вместе искать ответы, искренний интерес к ребенку — самые эффективные инструменты развития детской любознательности.
Не менее актуальной и фундаментальной является концепция гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили. В ее основе — воспитание, основанное на любви и уважении к ребенку, признании его личностью и безусловном принятии. Идеи Амонашвили во многом перекликаются с популярной среди современных родителей теорией привязанности, которую в России популяризируют Ольга Писарик и Людмила Петрановская.
В трудах выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко содержится немало рекомендаций и подходов, многие из которых еще ждут своего переосмысления в связи с современными реалиями. Это и идеи о роли личного примера воспитателя (родителя или педагога), и мысль о недопустимости шантажа и манипуляций в воспитательном процессе, и концепция трудового воспитания, и подход к формированию дисциплины как нравственного качества ребенка и многие другие.
В условиях все возрастающей популярности западных подходов к воспитанию и развитию ребенка современным родителям не стоит упускать из виду накопленный опыт российской педагогики. Вдумчивый анализ исторически сложившихся подходов и новейших тенденций в воспитании помогут каждой семье выработать свой собственный стиль воспитания.
Результатом современных разработок, призванных усовершенствовать систему воспитания детей стало вытеснение традиционного подхода.
Безусловно, изменения в мире влияют на все вопросы, связанные с воспитанием личности и развитием ребенка. Новые веяния содержат свои минусы, но родителям любой страны стоит помнить, что любовь, уважение и понимание остаются главными условиями жизни детей.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео