В Севастопольскую бухту заходят из Воронежа
ООО «Инжсервис» предложило пять вариантов тоннеля стоимостью до 30 млрд рублей Как стало известно „Ъ“, воронежская проектная компания «Инжсервис» намерена поучаствовать в реализации крупнейшего инфраструктурного проекта в Севастополе — создании транспортного перехода через Севастопольскую бухту. Компания проработала пять вариантов строительства тоннеля стоимостью от 19 до 30 млрд руб., который должен обеспечить прямое сообщение между центральной и северной частью города взамен 28-километрового обхода гавани. Проект местные власти рассчитывают реализовать за федеральные деньги. О проработке компанией вариантов строительства перехода „Ъ“ рассказали в самом «Инжсервисе». Организация предлагает вместо нынешнего 28-километрового обхода гавани, проходящего по загруженным однополосным и двухполосным улицам, построить под бухтой четырехполосный (по две в каждом направлении) сдвоенный тоннель. В разных вариантах длина подземного сооружения колеблется от 1,73 до 2,29 км, максимальная глубина залегания доходит до 26 м ниже уровня дна (при максимальной глубине бухты в 20 м). К тоннелю необходимо будет возвести от 150 до 2,24 км подъездных путей и реконструировать от 1 до 3,9 км прилегающих улиц (в том числе крупных городских автодорог). Ранее на встрече с президентом Владимиром Путиным избранный глава Севастополя Дмитрий Овсянников заявил, что город «готовится к реализации» проекта строительства тоннеля. Переход должен «не только обеспечить устойчивую транспортную связь центральной и северной частей города, но и позволить разгрузить улично-дорожную сеть», пояснили „Ъ“ в правительстве Севастополя. Конструкции тоннеля «могут использоваться как надежное бомбоубежище для населения в случае военной угрозы», подчеркивают в правительстве города. Местные власти уже выделили из бюджета 30 млн руб. на финансирование разработки технико-экономического обоснования, которое должно быть завершено к 1 сентября 2018 года. До 1 октября 2019-го предполагается завершить проектно-изыскательские работы. «Реализация проекта такого уровня возможна только с участием средств федерального бюджета. На данном этапе государственно-частное партнерство не рассматривается»,— резюмировали в правительстве. В «Инжсервисе» уже провели предварительную оценку стоимости тоннеля — она, по мнению специалистов компании, может составить от 19,3 до 30,4 млрд руб. Разработчики считают реальными сроки, определенные городским правительством. Рабочая документация может быть готова уже в 2020 году, а строительные работы подрядчики смогут выполнить к 2023-му, полагают в проектной организации. «За счет тоннеля отпадет необходимость в паромной переправе, что позволит обеспечить беспрепятственное мореходство в акватории бухты,— пояснил директор “Инжсервиса” Павел Баскаков. — Кроме того, будет обеспечен скоростной транспортный доступ к строящемуся гражданскому аэропорту Бельбек». Вопрос о мореходстве в бухте стоит достаточно остро: в ней дислоцируются главные силы российского Черноморского флота. По этой причине также осложняется вариант со строительством моста — его опоры должны иметь значительную высоту для прохода боевых кораблей. Строительство моста ранее было включено еще в советский генплан Севастополя, но распад СССР помешал реализации этих планов. Пока что попасть из центра города в его северную часть можно либо по 28-километровому автомобильному обходу, либо посредством морской паромной переправы. В том случае, если тоннель будет построен, затраты на транспортировку груза автомобилем из центра Севастополя в его северную часть снизятся в семь-восемь раз, подсчитал управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский. По его словам, ускорение товарооборота в городе приведет к развитию северной части Севастополя и ежегодному росту городского бюджета на 3–5%. Строительство моста, по словам эксперта, может оказаться более дорогим, чем тоннеля, примерно в полтора раза. Впрочем, глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров подчеркивает, что более реалистичным вариантом для России представляется строительство мостовых объектов: «Для тоннеля в РФ может не хватить компетенций, хотя в Москве определенный опыт уже наработан. Оценить экономический эффект от ввода объекта пока нереально. Но реализация всех инфраструктурных проектов подобного масштаба — вопрос больше геостратегического и политического значения, чем экономического». Олег Мухин