В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Воздух родины — он особенный»

В Госсовете Татарстана обсудили сохранение стабильности российского государства

«Воздух родины — он особенный»
Фото: Коммерсантъ в КазаниКоммерсантъ в Казани

Вчера в Госсовете Татарстана обсудили, как уберечь российскую молодежь от экстремизма и воспитать у нее патриотические чувства. Участники конференции пришли к выводу, что «разрушительные процессы» идентичности граждан начались еще в 1990-е годы и сейчас стоит вопрос об «утрате гуманитарного суверенитета». Некоторые педагоги предложили пригласить в школы мусульманских и православных «духовных лидеров», другие — изменить образовательные программы. Учителя и общественники жаловались, что дети, которые едут на учебу за рубеж, не хотят возвращаться на родину — им необходимо «вдалбливать и вталкивать», что «воздух родины — он особенный».

Видео дня

Конференцию «Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма» организовал казанский Институт педагогики, психологии и социальных проблем. Мероприятие собрало более 300 ученых, педагогов и учащихся. Одна из секций, посвященная «стабильности российской государственности», прошла в Госсовете Татарстана.

Вице-спикер парламента сообщила, что «разрушительные процессы» идентичности наших граждан начались еще в 1990-е годы: «Мы от души приветствовали процессы демократизации. С высоты сегодняшнего дня начали понимать, что эти процессы принесли много разрушительного». По словам вице-спикера, «пропагандировалось унижение нашей страны», что «все наши правители варвары и тираны, ничего приличного в прошлом не было». В результате, подчеркнула госпожа Ратникова: «многое утрачено… разрушены семейные ценности, утерян интерес к чтению».

При этом Татарстан, по ее словам, «разрушительные процессы коснулись не так сильно», поскольку первый президент республики Минтимер Шаймиев «поставил тогда вопрос о сохранении государственности татарского народа, о традициях и исторических корнях»: «Воспитывалось уважение к истории, мы вместе отметили 1000-летие Казани… Нынешние успехи республики основываются на том, что формируется позитивная татарстанская общность». Госпожа Ратникова считает, что если бы у нас «развились какие-то межнациональные конфликты, нам было бы далеко до экономического успеха и экономического развития». Тем не менее госпожа Ратникова уверена, что «страна все чаще сталкивается с новейшими способами, циничными технологиями». Она призвала «научиться им противодействовать», чтобы «не допустить дестабилизации обстановки», заметив, что «формирование доверия к власти — тоже один из аспектов гражданской устойчивости».

Недавно возглавивший татарстанское отделение Андрей Тузиков посетовал, что в советское время университет был «фабрикой производства сознания», а сейчас высшее образование выполняет утилитарные задачи, из образовательных стандартов исключены «мировозренческие компетенции». Вместе с тем, по его словам, в технических вузах США до 40% предметов относится к социально-гуманитарным. Он предложил Госсовету обратиться к совету ректоров республики и с предложением изменить существующие учебные планы, иначе «страна рискует утратить гуманитарный суверенитет» и «будет кормить носителей чужого социально-гуманитарного знания»: «Сказка, как крысолов увел молодежь под дудочку, нам грозит. Пример Украины это хорошо показал». Господин Тузиков добавил, что сейчас «мы оказались в ситуации глобальной информационной войны», объектом поражения которой является идентичность. «Армия и вооружение СССР не смогли справиться с разрушением советской идентичности»,— напомнил он. Римма Ратникова обещала рассмотреть предложения господина Тузикова.

Директора казанской гимназии № 102, депутата Госсовета от волновали социальные сети, где «мы сталкиваемся с проблемами мошенничества, недобросовестности, чувства обманности и использованности, а иногда целенаправленного вредительства». Она переживала, что «интересы современной молодежи укладываются в простую поведенческую модель, замыкающуюся на приземленных целях», а «такие понятия, как патриотизм, государственность, долг, честь, достоинство, духовность выставляются как нечто немодное и отсталое». Член совета молодых ученых Казанского медуниверситета Ксения Овсянникова предложила, чтобы в школу «приходили наши духовные лидеры в республике — митрополит и муфтий», поскольку от «этих людей исходит фантастическое благочестие».

Заместитель директора Института татарской энциклопедии Фарит Ялалов назвал полиэтничность России «непреходящей ценностью, которая должна быть сохранена». По его словам, этническая идентичность «устойчивее», чем государственная и общероссийская гражданская идентичности, поскольку «государства и общественные формации меняются, а этничность остается». Напомним, что сейчас в Татарстане развернулась дискуссия вокруг преподавания татарского языка в школах, потребовала исключить его из обязательной образовательной программы. Господин Ялалов назвал сохранение языков народов России «условием сохранения гражданской стабильности».

Директор казанской школы № 146 Диляра Каримова рассказала о своей поездке в Швейцарию, где за счет гранта из бюджета республики изучала опыт частной американской школы. Больше всего ее «поразило общение с русскоязычными студентами». Госпожа Каримова поинтересовалась у них, собираются ли они возвращаться на родину: «Парадокс, но дети из Казахстана и Украины собираются возвращаться обратно, а из Москвы и Санкт-Петербурга — нет». Дискуссию завершил зампред Общественной палаты Татарстана Мунир Гафиятуллин, который столкнулся с этой проблемой в семье. «Мои дети говорят, что мы, наверное, уедем, потому что мы люди мира и нам лучше жить в той стране, где нам предлагают хорошую работу, достаток»,— поделился он. Господин Гафиятуллин пришел к выводу, что детям надо «вдалбливать и вталкивать», чтобы они никуда не уезжали: «Все-таки воздух родины — он особенный».