Войти в почту

Столица неравнодушных граждан

Различные общественные проблемы в столице Республики Саха (Якутия) Якутске решают с помощью современных технологий. В 2013 году здесь заработал городской интернет-портал One click Yakutsk. Проект дважды признавался лучшей практикой РФ (общественной палатой РФ и на Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик), а также вошел в число лучших мировых практик по открытости власти в конкурсе Всемирной организации электронных правительств городов и местной власти (WеGO) ВЛАСТЬ — ДЛЯ ОБЩЕСТВА В это трудно поверить, но опыт Новгородского вече через много столетий оказался востребован и в наши дни. И не где-нибудь, а в городе вечной мерзлоты Якутске. Правда, теперь здесь в роли вечевого колокола выступил Интернет. Прошедший в августе I Гражданский Форум неравнодушных горожан в течение десяти дней решал важнейшие вопросы общественной жизни. На тематических дискуссионных площадках горожане, предприниматели, общественники, представители властных структур обсуждали актуальные вопросы социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса и энергетики, взаимодействия власти, бизнеса и общества. Организаторами выступили Всероссийский Совет местного самоуправления и тот самый городской интернет-портал One click Yаkutsk. Портал — это единая технологичная платформа, зарекомендовавшая себя в качестве эффективного механизма вовлечения жителей в управление городом. Он состоит из восьми сервисов, предоставляющих горожанам различные инструменты для участия в жизни города, реализации своих идей и взаимопомощи. А флагманом здесь выступил сервис «Мониторинг проблем». Жители фиксируют все нарушения — от сломанных детских площадок до незаконных свалок и разбитых дорог. Поступивший запрос тут же направляется в соответствующие инстанции, которые и должны устранить недостатки. «Общественные активисты отслеживают не только обещания чиновников навести порядок, но и само решение проблем», — рассказывает руководитель портала One click Yakutsk Маргарита Попова. Особой популярностью пользуется на портале раздел «Отчетность должностных лиц». В этом году чиновники города Якутска впервые рассказали о своей деятельности в прямых эфирах социальных сетей. Сервис «Публичные слушания» значительно упростил процессы проведения общественных обсуждений. Замечания и предложения, внесенные пользователями онлайн, имеют юридическую силу. А благодаря «Городской среде» каждый житель может ознакомиться с проектами, поступающими на городские и федеральные конкурсы, а также высказать свои идеи по благоустройству города. «В сервисе «Рейтинг управляющих компаний» наши горожане знакомятся с деятельностью компаний из разных источников — контролирующих органов, органов власти, общественных организаций, а также от пользователей портала, — продолжает рассказ Маргарита Попова. — С помощью «Интерактивной справочной» пользователи в курсе всех новостей Якутска, имеют доступ к постоянно обновляемой базе данных, задают интересующие вопросы. Отмечу сервис «Команда неравнодушных горожан», который появился после успешно проведенного в Якутске форума. Это площадка для непосредственного взаимодействия городских активистов и власти, для участия добровольцев в развитии города и решении проблем совместными усилиями». Команда портала One click Yakutsk выстроила четкий механизм реализации городских инициатив. Наиболее масштабные воплощаются в жизнь с помощью сервиса «Народный бюджет». В его рамках силами самих горожан в Якутске реализовано свыше 129 общественно значимых проектов. «ЗДРАВСТВУЙ, ЯКУТСК!» За четыре года существования портал стал неформальным объединением горожан, стремящихся сделать родной город краше, чище, гостеприимнее. С его помощью реализованы важнейшие социальные проекты, направленные на повышение качества жизни людей. Так, экологическая акция «Вызов-кузов!», стартовавшая в 2015 году, вызвала энтузиазм жителей Якутска. Все, что называется, от пионеров до пенсионеров, включились в работу по очистке города от ненужного крупногабаритного металлолома. В первый год был вывезен 351 кузов ненужного хлама, в 2016 году — еще 183 кузова. По аналогичной схеме нынешней весной на портале был запущен новый проект — «Антисвалка». Убираются несанкционированные свалки, скопления мусора в лесных полосах, пригородных зонах. Сейчас людей все больше волнуют вопросы создания комфортных условий для проживания, благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. Поэтому особой любовью горожан пользуется традиционная акция «Миллион цветов». Люди сами высаживают цветы во дворах, городских парках и скверах. «Большое внимание мы уделяем сохранению и популяризации истории города Якутска. Стараемся расширять число неравнодушных граждан, тех, кто по-настоящему любит свой город, знает его историю. Ведь любить — значит знать! С таких слов начинается изданная нашей командой народная книга «Факты о Якутске», — рассказывает Маргарита Попова. Акция по сбору интересных фактов о городе, организованная на портале, переросла в издание полноценной книги с кодами дополненной реальности (QR-коды), которые помогают истории буквально оживать. Использование в издании переводов на английский язык значительно расширило круг читателей. Кроме этого, команда портала запустила отдельный ресурс и готова помочь соседям по Дальнему Востоку собрать и сохранить историческое наследие удивительного края. В начале этого года команда портала One click Yakutsk реализовала пилотную комплексную программу «Культурный паспорт школьника». Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения предлагается строить на основе изучения культуры, истории, традиций родного города. Программа предполагает проведение не только учебных занятий, но и целого ряда культурно-образовательных мероприятий. Среди них выездные экспозиции республиканских музеев в образовательные учреждения, интеллектуальные игры по знанию школьной программы и истории города, конкурс среди педагогов на звание «Лучший краевед». Первым результатом реализации программы стало издание к 1 сентября учебного пособия по истории города «Здравствуй, Якутск!». Учебный год в школах начался с нового предмета — градоведения. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Одним из главных событий этого года жители Якутска считают прошедший Форум неравнодушных горожан. В рамках пяти дискуссионных площадок проведено свыше десяти различных мероприятий, начиная от традиционных «круглых столов» и заканчивая ток-шоу с трансляцией онлайн. В интернет-эфире граждане могли решить свои проблемы, напрямую обратившись как к руководителям местного муниципалитета, так и к республиканским и федеральным представителям органов власти. На форуме обсуждались актуальные инициативы граждан в ЖКХ, намечались конкретные планы по повышению доступности системы здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, реабилитации здоровья детей. Проект One dick Yakutsk разрабатывался как система единого окна для обращений граждан по существующим проблемам, и сейчас находится на плановой модернизации. Так, в обновленной версии создается специализированная подсистема «Город Добра», основанная на принципах краудфандинга (народного финансирования). Она предназначается для оказания помощи нуждающимся людям и сбора средств на реализацию общественно значимых проектов… «Мы динамично развиваемся. Уровень нашей платформы открывает широкий функционал информационно-аналитической, автоматизированной системы, которая постепенно переводит Якутск в формат Smart City, -констатирует Маргарита Попова. — Мы готовы делиться опытом и тиражировать наши проекты на всю страну». Ночной Якутск во всей красе Фото предоставлены администрацией города Якутска ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Столица неравнодушных граждан
© Парламентская газета