В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Начавшийся на минувших выходных XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов обозначил главный тренд 2017-го: проблемы молодых опять в центре внимания общества. К событию подоспели и новые исследования Самый известный и, кстати, самый массовый фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году, стал символом хрущевской оттепели, привил советским гражданам вкус к джинсам и рок-н-роллу, запомнился парком "Дружба" и проспектом Мира. Но главное -- показал миру современную (на тот момент) молодежь. Эта задача -- познакомить мир с молодыми, по идее, стоит и перед нынешним фестивалем. Вопрос непраздный: и тогда, и сейчас молодежь остается своего рода терра инкогнита, даже для социологов. Недавно "Огонек" писал о новом термине -- "поколение Z" (см. N 5 за 2017 год), которым обозначили нынешних 15-20-летних. С тех пор они громко заявили о себе участием в протестных акциях и заставили экспертов поломать голову над тем, кто они и чего хотят. Очередной анализ общественных настроений и моделей поведения российской молодежи вышел в научном журнале . Опираясь на уже известные данные, опубликованные, в частности, , автор статьи, Роман Пырма из департамента политологии университета, предостерегает: если этим поколением не заниматься и не "вовлекать в созидательную деятельность", то оно может "восстать", превратившись в "новых политических радикалов". Разберемся. Чтобы понять явление, его нужно определить: важная черта нового поколения -- жизнь в мире высоких технологий. Как отмечается в материалах Финуниверситета, интернет сегодня серьезно потеснил телевизор: по данным совместного исследования и Ipsos, на начало 2017 года две трети, или 65 процентов россиян, используют его ежедневно, а среди молодежи аудитория интернета -- 98 процентов, то есть охват практически всеобщий. С соцсетями картина еще показательнее: поколение Z проводит там более пяти часов в день, а четверть опрошенных проверяют обновления каждые 30 минут. Онлайн диктует не только стиль жизни, но и примеры для подражания. Огромное влияние на это поколение оказывают звезды интернета -- геймеры, киберспортсмены, видеоблогеры, причем они, в отличие от офлайн-звезд, постоянно общаются с поклонниками. О звездах поколения Z стоит сказать отдельно: недавнее исследование агентства Magram MR и коммуникационного агентства PBN H+K открывает для непосвященных новые имена. Ну, например, лидеры мнений в Instagram сегодня -- это видеоблогеры Маша Вэй и , лайфстайл- и бьюти-блогер Ира Блан, видеоблогер и стендап-комик Данила Поперечный, а на YouTube, к примеру, видеоблогер и кинокритик BadComedian или авторы канала "Клик клак". Старшему поколению эти имена вряд ли что-то скажут, но и самим онлайн-звездам не стоит расслабляться: новое поколение быстро меняет любимчиков. Каковы ориентиры у этих "зетов"? Исследователи выделяют самые разные, зачастую прямо противоположные характеристики,-- и, похоже, это главная примета. Ну, например, предпринимательский дух и одновременно представление, что успех может быть легким и быстрым. Или, допустим, мечта о признании, которое при этом будет выражаться... в количестве френдов или лайков. На недавнем круглом столе в Сахаровском центре, где обсуждали новых молодых, специалист компании Validata Влада Гехтман приводила другой пример: признак успеха для них -- это личная страница в "Википедии". И, похоже, здесь нет преувеличения. Поколение Z -- еще и большая потребительская загадка. Маркетологам есть о чем подумать: по прогнозу Института образования и Института демографии , общая численность 15-19-летних в нашей стране вырастет с 6,6 млн человек в 2016 году до 8,9 млн в 2030-м, а это обещает перемены в потребительских привычках. Ну, например, представители поколения Z, как и их старшие товарищи-миллениалы, похоже, предпочитают не связываться с вещами, а значит, продолжится бум различных сервисов по аренде или совместному пользованию. Вместо своего дома -- онлайн-платформа для аренды жилья, вместо машины -- заказ такси через приложение. Покупки через интернет, интерес к изображению и видео, а не к буквам и цифрам -- вот характерные черты этих новых потребителей. Кто-то уже под них подстроился: например, один популярный бренд публикует в своем аккаунте в Instagram фотографии клиентов в купленной у них одежде, и, говорят, пользуется популярностью. Впрочем, наиболее острая тема, связанная с поколением Z,-- это, конечно, его политические предпочтения. И здесь эксперты, кажется, единого мнения пока не выработали. Ну, например, Роман Пырма из Финуниверситета уверен: в молодежной среде нарастает противоречие между мечтой и реальностью. Оно порождает социальную неудовлетворенность и стремление быстрого достижения успеха через разрушение устоев и "правил игры". А это, в свою очередь,-- тревожный политический симптом. -- Я хотел выступить с предупреждением: молодежью надо системно заниматься,-- заявил "Огоньку" исследователь.-- Ее надо вовлекать в практическую деятельность и ни в коем случае не держать за пассивную массу, потому что в ней есть как потенциал для развития страны, так и угроза. Молодежь с ее незрелым сознанием легка на подъем, не обременена семьей и имуществом, ею легче манипулировать. Для такой манипуляции есть отработанные технологии, а активировать ее могут общественные расколы -- социальный, элитный, этноконфессиональный, раскол системы ценностей и, наконец, по линии центр -- периферия. Антрополог Александра Архипова, старший научный сотрудник Школы актуальных исследований , изучающая молодой российский протест, в свою очередь, уверена: выход "школоты" на улицы -- не случайность и не результат агитации. Напротив, это сложный процесс, который развивается последние два года. -- Сначала они выходили на небольшие митинги, например по защите животных или против декриминализации побоев в семье,-- говорит эксперт.-- А в марте этого года вышли уже на политические акции, причем вполне осознанно, сами. Исследовательская группа Архиповой много разговаривала с молодыми митингующими, документировала лозунги, выясняла позиции -- словом, подошла к протесту с научных позиций. Что же выяснилось? -- Среди их лозунгов были как простые демократические требования, например о соблюдении Конституции, так и артикуляция страха, к примеру страха жить в стране с плохим здравоохранением,-- говорит эксперт.-- Но важнее всего для них было другое. Если вспомнить март этого года, большую роль в росте молодежного протеста сыграла история с брянскими школьниками. Директор провела с ними воспитательную беседу, основной посыл -- им еще рано участвовать в политике или даже высказываться о ней. Ролик с этим разговором, записанный одним из учеников, сразу же разошелся в интернете, его пересылали друг другу, началась своего рода горизонтальная агитация и, соответственно, демонстрация своего права выступать и размышлять. По сути, запреты и давление лишь увеличили протестный потенциал. Ну а вывод Архиповой прост: молодежь вышла заявить о себе, о своем праве на голос. И все же, как отмечают исследователи, для того чтобы услышать политические и социальные установки этих молодых, еще нужно время и не одно исследование. А вот учиться взаимодействовать с "зетами" надо уже сегодня. Материалы подготовил Экспертиза Критичные и активные Мы до сих пор немного знаем о поколении Z, кроме, пожалуй, самого очевидного: они digital native, то есть цифровые аборигены, их детство прошло в мире цифровых технологий. Для них "цифра" -- это повседневность, рутина. Часто высказываются опасения, что они подсажены на соцсети и комьютерные игры, живут онлайн, много времени проводят перед экранами, но я паники не разделяю, для них это естественная среда. Поколение Z в чем-то очень близко к предыдущему поколению Y, или поколению миллениалов. Что их отличает в повседневной жизни? Краткосрочный режим планирования, частая смена мотивации. Мы много изучали миллениалов на рынке труда и видим, что у них нет, к примеру, установки на постоянную работу, они готовы менять ее, искать что-то новое, вплоть до кардинальной смены деятельности. С одной стороны, это можно считать "поверхностным" подходом, но с другой -- он позволяет им развиваться. Для поколения Z эти установки столь же характерны. Важный момент, связанный с цифровыми технологиями,-- усиливается роль компетенций, который нынешние молодые люди получают не в школе или, скажем, университете, а через сеть. Это другой формат отношений с информацией: умение что-то быстро найти, откомментировать, снять видео, выложить в блог. Не случайно для представителей поколения Z ключевыми фигурами становятся видеоблогеры, их мнение для молодежи все более значимо. Можно ли ими манипулировать? К такой вероятности я отношусь скептически Общественная активность -- еще один признак нынешнего поколения молодых. Речь о городских инициативах и хобби, перерастающих в активизм, вплоть до участия в каких-то митингах по социально и политически значимым вопросам. Об этом стоит сказать отдельно. Молодежь сегодня не столько волнуют конкретные персоналии как таковые, сколько более общие проблемы, например проблема справедливости. А уж какая партия сможет ответить на этот запрос -- вопрос открытый. Можно ли ими манипулировать? К такой вероятности я отношусь скептически. И вот почему: это поколение отличает критичность. Они умеют собирать разную информацию, сравнивать, сопоставлять. Для поколения Z это принципиально, а значит, обмануть их не так просто, как кажется. По той же причине это поколение, кстати, иногда более компетентно, чем взрослые, в вопросах потребления. Они включены в систему глобального потребления, знают интернет-магазины, имеют информацию о скидках, умеют сравнивать цены, выяснять все характеристики товаров... Причем речь не только о городах. Мы опрашивали молодых жителей сельской местности: для них интернет открыл новые возможности в покупке каких-то товаров и услуг, раньше такое нельзя было даже представить. Но самое показательное, что это поколение во многом глобально, а национальные особенности, напротив, приглушены. Общее цифровое пространство, в котором они общаются, существование по принципу "всегда на связи", гибкость, страсть к переменам (то, что модно сегодня, забывается уже завтра) -- эти характеристики поколения Z вы сегодня найдете практически в любой стране. Брифинг , гендиректор группы коммуникационных агентств У молодого поколения другая структура медиапотребления. Интернет позволяет постоянно общаться с друзьями в соцсетях, учиться и работать, развлекаться, а потребление контента происходит в удобное время и не зависит от ТВ-сетки. Меняется и потребительское поведение: путь от знания до покупки в интернет-среде достаточно короток. С другой стороны, благодаря развитию городских пространств, молодое поколение все больше времени проводит на улице и в торговых центрах, поэтому в медиапотреблении большую долю занимают наружная реклама, Indoor (реклама внутри помещений.-- "О") и мобильная реклама. Источник: ТАСС Елена Волова, руководитель калининградского филиала , член Сейчас политтехнологи думают, как перехватить молодежную повестку, что предложить молодым людям, чтобы использовать голоса на выборах. Надо понимать, что у российского поколения Z есть свое видение будущего, свои представления о справедливости. Они основаны на опыте разочарования их родителей, невозможности и трудности получения образования и работы, на информации о коррупционных скандалах с чиновниками и представителями . Не упустить их, вернуть им долги и дать перспективу -- это неформальная и непростая задача. Источник: "ФедералПресс" , профессор факультета психологии , руководитель горячей линии психологической помощи Мы сейчас пытаемся изучать поколение Z. Очень многие вещи в Сети по сравнению с предыдущими поколениями они делают по-другому. У них появился новый инструмент -- социальная сеть, которого не было у их родителей... У взрослого человека количество людей, которых он знает и с которыми общается, составляет где-то от 100 до 200 человек. Иногда 250. Наше исследование показывает, что подростки достигают того же числа контактов уже в 13-14 лет. Некоторые даже превышают. Во всяком случае, сами они говорят, что знают всех этих людей. Источник: 66.ru