Как субсидируется выпуск маневровых локомотивов

В 2017 году в качестве одной из мер поддержки железнодорожной отрасли Минпромторг ввел дополнительное субсидирование покупателей локомотивов. Размер субсидии при приобретении нового локомотива — 7 млн руб., что составляет около 15% от стоимости тяги. Всего в 2017 году на поддержку покупателей планируется потратить 400 млн руб. Как сообщал в конце июня заместитель главы департамента автомобильной промышленности и железнодорожной отрасли Минпромторга Всеволод Бабушкин, министерство рассчитывает сохранить субсидии для покупателей еще на три года. По данным Минпромторга, в ближайшие три года потребность в покупке локомотивов будет в районе 150–200 штук. Но, как отмечает в своем письме в правительство Александр Шохин, такой механизм может нести риски в рамках международных торговых договоренностей и, как следствие, введение заградительных пошлин для РФ. Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что в середине 2017 года на сети ОАО РЖД было зарегистрировано около 2,3 тыс. маневровых локомотивов (принадлежат 750 организациям) с правом выхода на магистральные железнодорожные пути, и до 7 тыс. маневровых локомотивов (в собственности у 900 организаций) без такого права, причем из них фактически в эксплуатации находятся не более 5 тыс., а остальные законсервированы или находятся в ремонте. Ключевой проблемой является отсутствие у подавляющего большинства собственников (за исключением крупнейших промышленных холдингов) финансовых возможностей инвестировать в закупки подвижного состава, отмечает эксперт. Запущенный в 2017 году механизм субсидирования закупки маневровых локомотивов не работает из-за отсутствия интереса со стороны эксплуатантов локомотивов, которые не подают заявки на получение субсидии, заключает господин Бурмистров. Источник “Ъ” на рынке говорит, что большинство крупных промышленных компаний следили за изменениями законодательства и системно занимались обновлением парка локомотивов, но есть предприятия, которые столкнулись с нехваткой инвестиционных средств на приобретение новой тяги. Он напоминает, что в 2017 году по инициативе Минпромторга принято постановление по стимулированию спроса на промышленные локомотивы — субсидия при покупке 7 млн руб. Мера признана крайне эффективной, это позволило создать дополнительный спрос на тягу, отмечает собеседник “Ъ”. Дополнительной поддержкой должно стать создание инвестиционной составляющей в тарифе у компаний, использующих промышленные локомотивы, из которой они бы покупали либо брали в лизинг новую технику, считает источник “Ъ”. Этот вопрос сейчас прорабатывается в правительстве, рассказывает собеседник “Ъ”. Анастасия Веденеева