Fasten в Башкирии не везет

Крупная российская служба такси проиграла спор за уфимский актив Компания «Такси Сатурн Уфа» (онлайн-сервис Taptaxi), развивающая одну из крупнейших в городе служб вызова такси, стала предметом судебного спора двух крупных игроков этого рынка. Год назад компания отошла израильскому онлайн-сервису такси Gett. Оспорить эту сделку в арбитраже Башкирии спустя год, ссылаясь на ранее достигнутые договоренности, попытался другой крупный российский игрок этого рынка — такси Fasten (весной этого года приобрел платформу Rutaxi и бренд «Лидер»). При благоприятном исходе спора Fasten стал бы фактически монополистом на рынке такси в Уфе, но арбитраж Башкирии в иске отказал. Оборот рынка такси в городе разные эксперты оценивают в 5 млрд-12 млрд рублей в год, доходы сервисов такси — примерно 20% от этой суммы. Арбитражный суд Башкирии отказал компании «Фастен рус» (развивает бренд службы такси Fasten) в иске о признании недействительной сделки, в результате которой 100% уставного капитала уфимского ООО «Такси Сатурн Уфа» в сентябре 2016 года отошло израильскому онлайн-сервису такси Gett (фактическим владельцем компании стала кипрская Dooboo Holding Limited). «Фастен рус» — один из крупнейших в России сервисов доставки такси. В апреле текущего года Fasten объединилась с онлайн-сервисом Rutaxi (развивает бренды «Везет» и «Лидер», последний присутствует в Уфе). Rutaxi — разработка уфимского предпринимателя Виталия Безрукова, его партнером был также бывший генеральный директор Корпорации развития республики Марат Аюпов. В суде «Фастен рус» заявила, что в июне 2016 года в письменном виде договорилась с прежними собственниками «Такси Сатурн Уфа» — предпринимателями Юрием Чучалиным (владел 49,99%) и Олегом Масленниковым (50,01%) — о намерении выкупить их доли в уфимском предприятии. Господа Чучалин и Масленников, по данным открытых источников, — бывшие партнеры владельца Fasten Евгения Львова. Они вместе начинали развивать «Сатурн», а затем господин Львов основал онлайн-сервис Fasten. Продажа уфимской компании прямому конкуренту вопреки предварительным договоренностям была направлена «на причинение вреда истцу» в виде «крупных убытков из-за срыва инвестиционного проекта», «расходов на подготовку и сопровождение сделки», «упущенной выгоды», указала «Фастен рус» в своем заявлении. Размер убытков компания не заявляла и иск об их взыскании пока не подавала. Она отметила, что владелец Gett знал о предварительной договоренности сторон. На что представитель Dooboo Holding парировал в суде, что договоренности не были оформлены в форме гражданско-правового договора. Представитель «Такси Сатурн Уфа» в свою очередь заявил на процессе, что с «Фастен рус» была договоренность о совершении сделки до 1 сентября 2016 года, но действий по их исполнению потенциальный покупатель не предпринял. Арбитраж Башкирии, отказывая в иске, указал, что «Фастен рус» не имеет права оспаривать договор, стороной которого не является. Но так как продавец нарушил условия предварительного соглашения, суд оставил за истцом право требовать возмещения убытков в рамках отдельного судебного производства. В итоге уфимский сервис «Сатурн» остался одним из немногих в России, который не перешел под контроль Fasten, а достался конкуренту — Gett. Как следует из материалов арбитража, Fasten также не смог выкупить бизнес «Сатурна» и в некоторых других регионах, в том числе в Кировской и Самарской областях. Иски компании к подразделениям «Сатурна» в Удмуртии, Татарстане и Туле еще рассматриваются. Данных о количестве автомобилистов, сотрудничающих с сервисами «Лидер» и Gett в Уфе, нет. Детали сделки Gett и «Такси Сатурн Уфа» не раскрывают. По данным kartoteka.ru, выручка «Такси Сатурн Уфа» в 2016 году составила 55,1 млн руб., чистая прибыль — 16,5 млн руб., стоимость чистых активов 2,35 млн руб. По словам уфимских таксистов, «Лидер» и «Сатурн» совместно контролируют около 70% местного рынка такси. Его обороты оцениваются разными экспертами от 5 млрд (Discovery Research Group по состоянию за 2016 год) до 12 млрд руб. (эта цифра называлась в прошлом году депутатами Курултая). Сервисы забирают себе за распределение заявок и сопровождение поездок около 20% от стоимости заказа. Средний чек такси в Уфе — 200 руб. Открытых данных о пассажиропотоке нет. В прошлом году в Курултае посчитали, что в Уфе работает около 10 тыс. легальных таксистов. Директор по корпоративным отношениям Fasten Russia Александр Костиков от комментариев отказался, также как и собеседник в российском представительстве Gett. Директор УК «Сатурн-Урал» Михаил Гасников заявил на вопросы „Ъ”: «Ноу комментс. Как работали, так и работаем». Директор местного «Лидера» Тагир Башмаков сообщил, что за год перехода под контроль Fasten в работе компании ничего не поменялось: «Работаем на той же самой базе Rutaxi. Переход на новую платформу — в планах». Булат Баширов

Fasten в Башкирии не везет
© Коммерсантъ в Уфе