«Один день без тепла дает сотни тысяч прибыли». От холода жителей спасут... управляющие компании

Проблема «холодных квартир» возникает при старте каждого отопительного сезона во многих городах России. Напомним, законодательно определено, что при условии устойчивой среднесуточной температуры воздуха ниже +8°C в течение пяти суток, коммунальные службы должны обеспечить подачу тепла не позднее шестых суток в соответствии с установленными температурными нормами. Соответствующая норма прописана в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». «Виноваты ли коммунальные службы и генерирующие компании в «холодных квартирах»? На этот вопрос можно ответить однозначно – нет. График первоочередного подключения социальных объектов: школ, детских садов, больниц и т.д. находится не в их ведении. Кроме того, коммунальные службы и МЧС прекрасно осознают и реагируют на опасность увеличения потребления бытового газа для обогрева помещений и нарастающей нагрузки на электросети в связи с использованием временных электрических отопительных приборов, – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент Московского финансово-юридического университета (МФЮА), ответственный редактор международного научно-практического журнала «Маркетинг и логистика» Александр Арский. – Определенно, что ни управляющая компания, ни товарищество собственников жилья не влияют на подачу тепловой энергии, районы города подключаются в соответствии с графиком ТЭЦ (Теплоэлектроцентраль), от ТЭЦ, для снижения давления теплоноситель подается на насосно-перекачивающую станцию, обеспечивающую нормативное давление в трубопроводной системе, далее теплоноситель поступает в центральный тепловой пункт, откуда теплоноситель поступает непосредственно потребителям теплоэнергии». Такой алгоритм подачи теплоносителя от ТЭЦ до насосно-перекачивающий станции и до центрального теплового пункта не предусматривает задержек теплоносителя на каком либо этапе. Иными словами если «тепла нет», то оно не поступило с ТЭЦ, как с генератора тепловой энергии и, таким образом, технически задержка подачи тепловой энергии является ответственностью ТЭЦ. Отметим, что в соответствии с законом, готовность системы к подаче тепловой энергии с ТЭЦ, устанавливается задолго до наступления теплового сезона, т. е. «сани готовят летом». В новом Постановлении Правительства РФ от 10 мая 2017 года № 543 «О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон» предусмотрен поэтапный переход на мониторинговую модель оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. Данные о состоянии объектов электроэнергетики будут поступать и обрабатываться на постоянной основе в автоматическом режиме в рамках существующих в энергетике систем отраслевой отчетности. «Не стоит винить ни ТСЖ ни УК в задержке старта отопительного сезона, даже в случае полного отсутствия платежей со стороны собственников жилья за потребленную тепловую энергию, тепловая энергия будет подана в жилые комплексы в полном объеме, так как в данном вопросе превалирует не экономический, а социальный фактор. Однако платить за услуги ЖКХ нужно вовремя!», – отмечает Александр Арский. Почему замерзает Урал Как ранее сообщал «ФедералПресс», на Среднем Урале начало отопительного сезона в этом году представило собой удручающую картину. Даже энергетики признали, что оно стало самым неудачным за последние годы из-за большого количества летних перекладок. Отопление во многих домах и ряде соцобъектов появилось позже, чем выпал первый снег. «Причиной являются пусковые дефекты – повреждения, которые обнаруживаются в процессе подключения к теплу. Каждый город испытывает такие повреждения», – рассказала экспертному каналу пресс-секретарь «Екатеринбургской теплосетевой компании» Светлана Тимченко. Проблемы с подключением к теплу отмечены и в соседних регионах. Так, чиновникам Копейска грозит уголовное дело за срыв отопительного сезона. Как сообщила пресс-служба прокуратуры Челябинской области, материалы прокурорской проверки, проходившей в начале октября, уже направлены в следственные органы: «Должностными лицами администрации Копейска не обеспечена надлежащая подготовка к отопительному периоду, тем самым нарушено право граждан на получение коммунальных услуг». Аналогичная ситуация регулярно наблюдается и в Курганской области. Несмотря на то, что в городах Зауралья перед очередным отопительным сезоном создаются и работают штабы по подготовке к зиме, проблемы возникают ежегодно, В т.ч. есть сложности во взаимоотношениях УО (управляющих организаций) и поставщиков тепла. «На штабе можно совместно решать проблемы. Как правило, вопрос стоит только по опрессовке домов и запуску тепла. Все остальные проблемы даже не рассматриваются (утепление, остекленение, двери, входы в подвалы и пр.). Особые сложности у домов без управления или на так называемом непосредственном управлении. Этого быть не должно, но порядка 200 домов в Кургане именно таких. Администрация никаких мер не принимает и не хочет принимать, вот у этих домов и возникают проблемы. Далее идут проблемы старых домов, которые требуют капитального ремонта системы или вложения значительный средств в текущий ремонт. Как правило, нет ни того ни другого, – рассказал нам председатель правления КОО «Общественный контроль ЖКХ», председатель общественного совета при ГЖИ Челябинской области Иван Камшилов. – Последние два года возникают проблемы с незаконченным капремонтом, дальше их будет больше. Какой-то сложившейся системы контроля нет. Можно, конечно, прийти на штаб и совместными усилиями решить проблему, но это делают единицы. На горячие линии невозможно дозвониться, а в департаментах ответственные сотрудники не берут телефонные трубки». По мнению эксперта, главная причина проблем кроется в общей безответственности и безнаказанности. Есть серьезные претензии и к ресурсоснабжающим организациям. «Никто никогда не был наказан. В Кургане половина домов – 761 не имеет теплосчетчиков. Один день без тепла дает сотни тысяч прибыли ресурсопоставляющей организации. В среднем идет задержка от недели до двух. Конечно, можно пересчитать и вернуть деньги. Но для этого каждый должен пойти в суд. Ни разу за последние 12 лет не вернули за задержку тепла ни копейки. Можно было бы сделать это официально, установить ставку перерасчета, но все против. Имею в виду депутатов, чиновников и энергетиков. Я на городской Думе предлагал сделать перерасчет, но даже слышать об этом не захотели. Также нужно требовать выполнения закона об энергосбережении и установке теплосчетчиков. Не получили тепло, так хотя бы не будете за это платить. Но это опять же жители каждого дома должны идти в суд. Мы в своем доме еще в 2013 году провели собрание, приняли решение установить теплосчетчик, но смогли установить только в октябре 2016 года», – отметил в беседе с корресондентом «ФедералПресс» кандидат экономических наук Иван Камшилов. Как правильно готовить «сани» к зиме Жилые помещения по умолчанию должны быть обеспечены минимальным набором коммунальных услуг, считает ряд экспертов. В определении тарифов на коммунальные услуги и в процессе оказания услуг собственники практически не участвуют. При этом пользователями коммунальных услуг являются все пользователи помещений дома на равных основаниях. «Уже не однажды мы говорили о безграмотности термина «Содержание и ремонт». Экономически содержание здания (СЗ) не может не включать в себя и ремонт здания. Упоминание в одном контексте общего и частного – элементарная логическая ошибка. Все равно, что сказать: «Автомобиль и колеса». Напомним мировую практику использования термина «управление» (property management). В отличие от эксплуатации (facility management), управление – это, в основном, экономическая сторона вопроса, контроль финансов был и остается главным критерием управления зданием. Эксплуатация включает в себя ТО, клининг, благоустройство и т.п. То есть, и логически, и экономически СЗ = У+Э», – высказал нам свою точку зрения преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Сергей Белолипецкий. Согласно схеме, собственники помещений могут сами формировать комплекс услуг по содержанию здания, равно как и определять его стоимость (торг при заключении договора). Однако в большинстве российских многоквартирных домов (МКД) до сих пор не сформирован Заказчик этой услуги, исключение составляют только ТСЖ и ЖСК (фальшивые ТСЖ и иные криминальные случаи мы не рассматриваем). Номинальный заказчик услуги – сообщество собственников помещений имеет реальную возможность управления услугой СЗ только посредством принятия решений на общем собрании. Оперативное управление этой услугой возможно лишь при наличии уполномоченного лица – профессионального заказчика услуг. Именно такую схему реализуют, к примеру, садовые товарищества. Правление потребительского кооператива и его председатель, несомненно, становятся полноценным Заказчиком услуг. Институт Совета дома (включая председателя Совета) – очевидная полумера, так как в этом случае нет возможности оперативного управления заказом, нет финансового управления или иного воздействия на процесс оказания услуги. Фактически повсеместное применение к услуге содержания здания муниципальных тарифов приводит к пассивности собственников, считают аналитики. «Беда в том, что кажущаяся дешевизна и простота приводит к достаточно быстрому (по меркам существования недвижимости) снижению капитализации здания и потребности в капитальном ремонте. По практике Подмосковья – дома, к которым применяется муниципальный тариф, через 30-40 лет своего плачевного содержания приходят в совершенный упадок, и сборы на капитальный ремонт не приводят к радикальному решению вопроса. Дома, построенные 10 и 20 лет назад, в которых собственники создали ТСЖ, ЖСК и наладили нормальное содержание дома, применяя иногда тариф на 3-5 рублей выше муниципального, – такие дома в капитальном ремонте абсолютно не нуждаются, – подчеркнул Сергей Белолипецкий. – В нашей сфере, к сожалению, далеко не всегда связи Заказчика и Потребителя имеют прозрачный и безоблачный характер. Только там, где сформирован и успешно действует потребительский кооператив (ТСЖ, ЖСК, ГСК, СНТ) эти взаимоотношения близки к идеальным. Собственно говоря, создание потребительского кооператива (товарищества) – это и есть необходимое и достаточное условие единения экономических интересов Заказчика и Потребителя при оказании услуг сложного/коммунального характера». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что только официальная регистрация многоквартирного дома как обособленного объекта недвижимости, формирование на этой основе юридического лица (УО, УК, ТСЖ, ЖСК, ГСК, СНТ) и одновременно формирование института профессионального Заказчика услуг позволит создать действенный механизм контроля оказания услуг и навести долгожданный порядок в отрасли. Фото: pixabay.com и из архива ФедералПресс

«Один день без тепла дает сотни тысяч прибыли». От холода жителей спасут... управляющие компании
© РИА "ФедералПресс"