Войти в почту

Через пять лет Крым будет регионом-донором

В ближайшие пять лет Крым станет самодостаточным, полагает председатель Государственного Совета республики Владимир Константинов. По его мнению, это произойдёт прежде всего благодаря реализации Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя, которая кардинально изменит полуостров. «Государство и президент приняли решение развивать наш полуостров. Это было достаточно сложное решение в том положении, в котором находится страна. При таком отношении мы не имеем права на неэффективную работу», — отметил спикер республиканского парламента. «На бездотационный бюджет, я думаю, мы выйдем лет через пять, когда будет построен Керченский мост и на полную мощь заработает экономика региона», — добавила министр финансов Ирина Кивико. Главная преграда даже не санкции Запада. Крым ни в советский, ни в украинский период не развивался за счёт иностранных инвестиций. «Главное препятствие для развития экономики Крыма и одновременно главный фактор, обуславливающий высокую степень дотационности полуострова, — наличие инфраструктурных ограничений, которые невозможно снять за короткий промежуток времени, — подчеркнул депутат Государственной Думы Константин Бахарев. — Крым по-прежнему испытывает дефицит электроэнергии, который будет полностью ликвидирован только в следующем году с вводом в эксплуатацию двух теплоэлектростанций общей мощностью 940 мегаватт. У нас не газифицирован Южный берег и некоторые другие районы. После перекрытия Северо-Крымского канала полуострову не хватает воды, что негативно влияет на целый ряд отраслей и прежде всего на сельское хозяйство. Причём в отличие от той же электроэнергии или газа, которые можно «затащить» с материка, воду мы оттуда получить не можем. Наконец, у Крыма сегодня ущербная транспортная логистика, что влияет на себестоимость всего, что производится на полуострове. Любая стройка, любой инвестиционный проект в Крыму изначально имеет коэффициент удорожания по сравнению с аналогичным проектом, реализующимся на материке. Всё это отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность Крыма. Даже свободная экономическая зона с её пониженными налоговыми ставками и другими льготами не может в этой ситуации служить достаточным компенсатором». Реализация крупных инфраструктурных проектов ФЦП: транспортного перехода через Керченский пролив, федеральной трассы «Таврида», теплоэлектростанций в Симферополе и Севастополе, магистрального водовода, который запитает весь Восточный Крым, завершение программы газификации полуострова — будет способствовать снятию имеющихся ограничений и даст толчок развитию экономики полуострова. «К 2020 году Крым будет иметь совершенно другой инвестиционный потенциал, и вот тогда-то и сложатся условия для того, чтобы регион постепенно стал самодостаточным, — считает Бахарев. — Мой прогноз: в общей сложности на это понадобится пять-шесть лет». Большим подспорьем должен стать приход в регион крупнейших российских банков, нефтяных компаний, мобильных операторов и прочих гигантов отечественной экономики (произойдёт ведь это когда-нибудь), которые пока боятся попасть в пресловутые санкционные списки. Крым меняется Полуостров развивается по-настоящему ударными темпами. За три года, несмотря на все блокады и санкции, Крым даже без учёта федеральной помощи стал зарабатывать в два раза больше, чем при Украине. А с дотациями из Москвы бюджет республики сегодня почти в десять раз больше, чем в последний «украинский год». По информации Ирины Кивико, по итогам восьми месяцев 2017 года доходы консолидированного бюджета Крыма уже достигли отметки 39,9 миллиарда рублей, что в полтора раза превысило прошлогодний показатель. Это намного выше, чем темпы роста в среднем по России. Причём прогресс наблюдается во всём — выросли поступления от налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц, по единому и земельному налогу, по акцизу и так далее и тому подобное. Безусловно, оценивая все эти успехи, надо учитывать тот факт, что отсчёт ведётся с почти нулевого уровня, на котором Крым находился в 2014 году после воссоединения с Российской Федерацией. Тем не менее ряд достижений не вызывает никаких сомнений. Их можно, что называется, пощупать руками. Строятся мост через Керченский пролив и федеральная трасса «Таврида», несмотря на демарш «Сименса», близки к вводу в строй две крупные теплоэлектростанции. Модернизирован Симферопольский аэропорт, при этом одновременно строится новый аэровокзал, после ввода в строй которого уже в следующем году в Крыму будет один из самых современных аэрокомплексов в стране. «На меня большое впечатление производит масштабная стройка нового международного аэропорта в Симферополе, — написал на днях в рамках всероссийского флешмоба #СтранаМеняется глава республики Сергей Аксёнов. — Весной 2018 года он примет первых пассажиров. В украинский период наш аэропорт был рядовым, региональным и принимал чуть больше одного миллиона пассажиров в год. В российском Крыму он обслужил пять миллионов 200 тысяч пассажиров. Это абсолютный рекорд за всё время существования. Новая воздушная гавань сможет принять семь и более миллионов людей». ФЦП не рыба, а удочка И последнее. На самом деле Крым вовсе не так катастрофически дотационен, как об этом стенают либеральные политики и журналисты. «Многие не совсем здоровые политические силы часто используют эту тему для спекуляций, — констатировал министр экономического развития республики Андрей Мельников. — Если взять, к примеру, Краснодарский край, то он даже без «украинского наследия», имея развитые аграрную и туристическую отрасли, всё же получает дотации. Дотации из федеральной казны Крыму сами по себе сравнительно невелики. С такими вливаниями недоброжелатели часто путают средства, выделяемые полуострову на реализацию федеральных целевых программ. Эти деньги как раз и идут на восстановление полуострова после «успешного хозяйствования» Украины». Если проанализировать так называемые дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, то выяснится, что полуостров (мы будем рассматривать Республику Крым вместе с Севастополем, потому что, по сути, они представляют собой единый организм, даже будучи разделёнными административными границами) занимает лишь шестое место среди самых дотационных регионов страны, а в пересчёте дотаций на душу населения и вовсе -двадцатое, «выигрывая» не только у Чукотки, Камчатки, Тывы, Якутии, Магадана или северокавказских республик, но и, например, у Карелии, Ивановской и Курганской областей. И кстати, о Камчатке с Чукоткой. В известном смысле отрезанный от материка «остров Крым» сегодня такой логистической Камчаткой-Чукоткой и является. Отличный барометр здесь — цены на бензин, которые выше, чем в Крыму, только в пяти субъектах — на Камчатке, Чукотке, Сахалине, в Магадане и Якутии. Нынешний высокий уровень дотационности Крыма связан прежде всего с высоким уровнем вложений в регион. Стоимость рассчитанной до 2020 года Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя составляет 825,4 миллиарда рублей. Если представить себе на минуту, что этой программы нет (или что она уже завершилась), то уровень дотационности полуострова окажется на уровне среднестатистической российской области. Иначе говоря, ФЦП — это не рыба, а удочка. Крым не проедает федеральные деньги, а вкладывает их в создание современной инфраструктуры, которая затем позволит ему зарабатывать самостоятельно. Справка: Бюджет Республики Крым 2014 год (принимался при Украине) — 20,5 млрд рублей; 2015 год — 105,7 млрд рублей; 2016 год — 131,3 млрд рублей; 2017 год — 158,7 млрд рублей Собственные доходы 2015 год — 31,4 млрд рублей; 2016 год — 40,6 млрд рублей; 2017 год — 51,7 млрд рублей (планируются)

Через пять лет Крым будет регионом-донором
© Парламентская газета