В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Автошколы тянут билет

Реформа образования водителей снова буксует

Автошколы тянут билет
Фото: КоммерсантКоммерсант

Автошколы России обратятся к властям с предложениями по урегулированию проблем в области обучения водителей. Образовательные организации хотят добиться введения госпошлины за прием экзаменов, за счет которой будут оплачены услуги автошкол. Кроме того, участники рынка выступают за доработку нормативных актов , регулирующих прием экзаменов на права. Эксперты, в частности, уже обнаружили большое количество ошибок в применяемых экзаменационных билетах.

Видео дня

Ситуация с подготовкой будущих водителей обсуждалась вчера на круглом столе Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ). В России последние годы идет масштабная реформа системы образования водителей: введены новые категории прав, ужесточены требования к автошколам, усложнен порядок проведения экзаменов, введены дополнительные проверки , о чем неоднократно рассказывал . По данным Госавтоинспекции, аварийность с участием начинающих водителей снижается, но у автошкол остается множество вопросов к ходу реформы.

Президент МААШ , в частности, упомянула проблему с приказами МВД, в которых установлен порядок взаимодействия автошкол с ГИБДД (“Ъ” сообщал об этих документах ранее). Напомним, Госавтоинспекция почти все экзамены (практическую их часть) организует на площадках образовательных учреждений и на автомобилях, принадлежащих автошколам. При этом, пояснила госпожа Шутылева, образовательные организации вкладывают деньги и ресурсы в подготовку площадки, закупку техники, но не получают никаких гарантий: инспектор ГИБДД может на свое усмотрение отправить гражданина сдавать экзамены в другую автошколу, а не в ту, где учился. По ее мнению, этот вопрос должен быть урегулирован на нормативном уровне.

Еще одна проблема, пояснила Татьяна Шутылева, связана с заключениями на соответствие материально-технической базы, которые выдает ГИБДД автошколам после соответствующей проверки (документ этот является обязательным лицензионным требованием). Методические рекомендации для органов Госавтоинспекции, выдающих заключения, ранее были прописаны в письме ГИБДД №13/4-у-7104, но решением врио начальника ГИБДД России документ был отменен (“Ъ” сообщал об этом ранее). «Таким образом, все формы заключений отменены, сроки выдачи заключений не установлены, всего этого сейчас просто не существует»,— пояснила Татьяна Шутылева. Известно, что Госавтоинспекция готовит новый документ, который отрегулирует этот вопрос: предложения от отрасли собирались еще в мае, но проект еще нигде не публиковался.

Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин рассказал о большом количестве ошибок в действующих экзаменационных билетах, в частности, в разделе «оказание первой помощи». Есть вопросы и к информационной системе ГИБДД: по словам господина Лыткина, бывают случаи, когда кандидат в водители на экзамене выбирал на компьютере правильный ответ, но информационная система по какой-то причине ошибочно считала его неверным. Кроме того, до сих пор нет билетов для сдачи экзаменов на «прицепные» категории BE, СЕ и DЕ, а также билетов для будущих водителей трамваев.

МААШ совместно с национальным экспертным центром по подготовке водителей уже подготовили набор предложений, который направят в МВД, и другие органы власти. В частности, предложено существенно доработать приказы и регламенты МВД, регулирующие экзаменационные вопросы.

Также предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, введя госпошлину за проведение экзамена на права (действующая госпошлина взимается только за изготовление пластикового удостоверения).

Эта идея предлагалась ГИБДД еще в конце 2014 года: за сдачу теоретической части экзамена планировалось ввести пошлину в размере 1 тыс. руб., за площадку — 1,5 тыс. руб. и за город — 2 тыс. руб. Однако инициатива была отвергнута Минфином. Господин Лыткин тем не менее настаивает на этих поправках. При этом он говорит, что надо продумать механизм, чтобы госпошлинами, которые поступают в бюджеты, покрывались расходы автошкол на экзамены,— это можно было бы сделать за счет создания федерального или регионального фондов, через которые будут финансироваться образовательные организации.