Бизнес прирастает услугами и технологиями
Число вновь создаваемых предприятий во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выросло, а банкротств — снизилось по сравнению с докризисным уровнем. Даже в тех странах, где показатели не вернулись к уровню 2008 года, отмечается положительная динамика, говорится в ежегодном обзоре состояния предпринимательства, выпущенном организацией. При этом сектор услуг значительно обогнал промышленность как по количеству новых компаний, так и по созданным рабочим местам. Выросло и число самозанятых граждан, находящих сдельную работу с помощью онлайн-платформ.
Несмотря на позитивные тенденции, в половине стран ОЭСР, сильнее затронутых кризисом, общее число предприятий в 2014 году оставалось ниже уровня 2008 года. Особенно пострадали строительный и производственный секторы, отмечается в обзоре ОЭСР «Панорама предпринимательства-2017». На этом фоне значительный рост продемонстрировал сектор услуг, где доминируют малые и средние предприятия — он же стал и главным драйвером роста занятости. В большинстве стран на сферу услуг пришлось около двух третей рабочих мест, созданных новыми компаниями в 2014 году, а на промышленность — лишь 15%. В период с 2008 по 2014 год занятость в промышленности сократилась во всех странах ОЭСР, кроме Германии и Люксембурга.
В ОЭСР 70–95% всех компаний являются микробизнесами (менее десяти сотрудников), а более половины составляют индивидуальные предприниматели. Крупных компаний насчитывается менее 1% — впрочем, на их долю приходится от 47% (в Великобритании) до 12% (в Греции) общего числа занятых. Они также производят значительную часть добавленной стоимости, особенно в производстве (от 15% в Люксембурге до более чем 60% в Мексике). В секторе услуг, напротив, в среднем 60% добавленной стоимости приходится на малые и средние предприятия.
Размеры компаний влияют и на их производительность, хотя показатели сильно разнятся по странам и секторам (разрыв в пользу крупных фирм в промышленности выше, в сфере услуг — ниже). Это напрямую влияет и на разницу в зарплатах: например, в Германии сотрудники крупных предприятий получают на 50% больше, чем занятые в средних, и вдвое больше сотрудников малых компаний. Сократить этот разрыв в будущем поможет дальнейший рост сферы услуг, полагают в ОЭСР. Небольшие сервисные стартапы также способствуют трудоустройству женщин, сокращая гендерное неравенство.
Во многих странах также продолжается рост числа самозанятых работников на сдельной работе — хотя оценить их общее число затруднительно, констатируют в ОЭСР. Современные гибкие схемы занятости, часто предполагающие использование мобильных платформ, могут дополнять или замещать основную работу, причем число секторов, где такие услуги востребованы, также растет. Несмотря на то что участники «сдельной экономики» могут быть индивидуальными предпринимателями, они оказывают свои услуги на условиях, близких к традиционным наемным работникам, что, с одной стороны, позволяет снижать предпринимательский риск, с другой — лишает их социальных гарантий, которыми пользуются обычные сотрудники компаний. Кроме того, развитие мобильных платформ может снижать общий уровень предпринимательской активности, полагают в ОЭСР.
Развитие технологий и онлайн-инструментов также значительно облегчило доступ малых предприятий на зарубежные рынки. Исследование «Будущее бизнеса», проведенное ОЭСР совместно с Facebook и Всемирным банком, показало: две трети предприятий-экспортеров используют онлайн-инструменты для половины международных продаж, а 45% — в 75% случаев.