Войти в почту

Кирилл Журенков — о том, как изменили мир смайлики и эмодзи Мир отметил 35-летие смайлика. За этим несерьезным юбилеем эксперты разглядели серьезные перемены, происходящие с нами в мире новых коммуникаций Кто первым изобрел смайлик -- до сих пор предмет споров. Говорят, идею смайлика высказывал еще Набоков, и все же имя его официального изобретателя -- Скотт Фалман, профессор Университета Карнеги-Меллон в Питсбурге (США). Пожалуй, вряд ли есть другое изобретение, про которое известно все до секунды: Фалман предложил обозначать этим сочетанием символов (двоеточием, дефисом и круглой скобкой) шутки в электронной переписке в 11:44 19 сентября 1982 года. Однако мало кто знает, что сам ученый довольно иронично отнесся к своему детищу и продолжает называть себя Франкенштейном. Всю жизнь он занимался искусственным интеллектом и переживает, когда журналисты спрашивают его лишь о смайлике. Или вот еще повод для путаницы: классические смайлики, составленные из обычных символов, и идущие им на смену эмодзи (картинки для общения) формально не одно и то же -- эмодзи включают в себя дома, флаги, машины, а не только лица, выражающие эмоции. Фалман и вовсе называет их ужасными, впрочем, добавляя, что он эмодзи не изобретал, возможно, отсюда и нелюбовь. И все же как бы Фалман ни скромничал, он совершил революцию: сегодня мы посылаем друг другу 6 млрд смайликов каждый день. А их ближайшие "родственники", эмодзи, стали культурным и где-то даже политическим феноменом. Судите сами: сегодня отмечается Всемирный день эмодзи, этим летом вышел полнометражный компьютерно-анимационный фильм про эмодзи, с помощью эмодзи пересказан "Моби Дик" -- один из экземпляров книги даже затребовала себе библиотека Конгресса США... Вселенная эмодзи постоянно расширяется: некоммерческий консорциум Unicode ежегодно анонсирует выпуск новых эмодзи, только недавно, как подсчитала британская газета Evening Standard, ими стали рожица, страдающая от тошноты, женщина, кормящая грудью, еж, брокколи... Но людям все мало: пользователи просят брендированные эмодзи, например с обозначением любимой кофейни или футбольной команды, недавно стало возможно выбирать расовую принадлежность эмотикона (так еще называют пиктограммы, изображающие эмоции), появились эмодзи в хиджабах... Да что там, с помощью эмодзи с журналистами переписывается один из высокопоставленных советников Белого дома, а глава МИД Австралии Джулия Бишоп недавно дала эмодзи-интервью. Речь о визуализации эмоций: как в жизни мы улыбаемся или пожимаем плечами, так и онлайн мы компенсируем это значками, они сопровождают наш разговор Интрига, впрочем, не только в популярности смайликов и эмодзи: они, по сути, стали маркерами перемен, происходящих с людьми в мире новых технологий и сверхскоростных связей. Как отмечают эксперты "Огонька", сегодня интенсивность нашего общения зашкаливает, фактически уничтожено понятие личного пространства -- гаджеты делают человека доступным всюду, и время от времени мы должны подавать коммуникативные сигналы с помощью лайков, репостов... Однако людям не всегда есть что сказать, и вот на помощь им приходят готовые реакции. По словам автора книги "Код эмодзи" профессора лингвистики Вивиан Эванс, эмодзи -- это эволюционный ответ на быстрые мобильные коммуникации. Как отмечает эксперт, их неправильно называть языком, речь скорее про параязык, помогающий нам так же, как жесты, выражение лица или интонация помогают при непосредственном общении. -- Специалисты до сих пор так и не сошлись во мнении, насколько новые технологии изменили нашу коммуникацию,-- говорит Оксана Мороз, культуролог, руководитель одной из программ в Высшей школе социальных и экономических наук ("Шанинке").-- На первый взгляд изменения во многом внешние: новые технические средства сделали общение более быстрым и сократили расстояния между пользователями, хотя сущность коммуникации осталась прежней: и онлайн, и офлайн мы обсуждаем и решаем один и те же вопросы. Но есть и противоположное мнение. Кто-то считает, что интернет с его открытостью, отсутствием барьеров и при этом с возможностью остаться анонимным, проявить агрессию кардинально поменял принципы нашего общения. Есть и те, кто отмечает: технологии меняют нас в той степени, в которой мы сами этого хотим. Я думаю, правда, как всегда, где-то посередине. По словам Мороз, наибольший интерес специалистов вызывают именно изменения языка. По сути, речь о визуализации эмоций: как в жизни мы улыбаемся или пожимаем плечами, так и в онлайн мы компенсируем это значками, они сопровождают наш разговор. Если человек доброжелателен, то он ставит скобочку в конце текста и, таким образом, показывает собеседнику, что все хорошо. -- Я не вижу угрозы для письменной речи (со стороны эмодзи.-- "О"), скорее ее обогащение,-- утверждает лингвист Бен Циммер в интервью американскому журналу The New Republic.-- Пунктуация, которую мы используем, чтобы выразить эмоции, довольно ограничена. У нас есть знак вопроса и восклицательный знак, которые не слишком могут помочь с обозначением сарказма или иронии. Более того, смайлики сами становятся нормой, а их отсутствие, напротив, показателем какого-то "сбоя", отмечает, в свою очередь, Оксана Мороз. -- Если в конце сообщения не поставить такой смайлик, тебя могут переспросить: "Все ли в порядке?". Смайлики проникли даже в деловую переписку, где представить их раньше было невозможно,-- говорит эксперт.-- Тот факт, что недавно Facebook расширил палитру лайков и добавил туда эмодзи,-- это такой реверанс в сторону потребителей, которым уже мало одного значка и важно выразить целый спектр эмоций. Стало ли от этого наше общение более примитивным? Не думаю. Скорее это действует как дополнение к письменной речи, чьи нормы обновляются благодаря новым технологиям. И кстати, эксперты просят успокоить тех, кто опасается крутых перемен: несмотря на эксперименты со всевозможными картинками, "Войну и мир" все равно будут читать как текст, без всяких смайликов))). Экспертиза Дописьменная эпоха Формально мы сегодня действительно стали гораздо больше общаться письменно: письменная речь теснит устную. Ну, например, появилась вполне устойчивая этикетная норма: прежде чем позвонить незнакомому человеку, его лучше уведомить письменно -- отправить СМС или e-mail. Раньше такое трудно было себе представить. По сути, из-за общения в соцсетях, мессенджерах произошло перераспределение времени, которое мы тратим на устную и на письменную речь. Однако не менее важно и то, что сама письменная речь изменилась. То, как мы общаемся в интернете,-- новая форма, которую можно условно назвать письменно-устной. С формальной точки зрения она письменная, мы что-то пишем и это читаем, но структурно -- это, конечно, устная речь. Если смайлики многое дали для нашей коммуникации, то пока не ясно, что дадут нам эмодзи, конечно, кроме украшения текста Пока происходил этот переход, стало очевидно, что традиционная письменная речь, пригодная для хранения и передачи информации, не очень приспособлена для живого общения в интернете. Ей не хватает интонации, мимики, жестов и компенсируется это прежде всего смайликами, которые к тому же универсальны. То есть более или менее одни и те же наборы смайликов обслуживают разные языки: благодаря им эмоциональную составляющую текста можно понять, даже не понимая его смысла. Смайлики -- компенсация сухости письменной речи, когда нет смягчающей интонации, нет взгляда. Кажется, что шутка теряет смысл, если каждый раз ставить улыбающийся смайлик, и все же он важен, потому что смягчает высказывание. Пока что совершенно непонятно, что будет с эмодзи. Они соответствуют даже не слову, а какой-то идее, то есть мы в определенном смысле вернулись в дописьменную эпоху. Если смайлики многое дали для нашей коммуникации, то пока не ясно, что дадут нам эмодзи, конечно, кроме украшения текста. Как не ясно, этот феномен является свидетельством глобальных изменений или лишь временной игрой. Сложилась уникальная ситуация: мы сегодня очень зависим от разработчиков, предлагающих тот или иной инструментарий. Помните, некогда в блогах было популярно зачеркивание фраз или слов? В соцсетях воспользоваться этим инструментом сложнее, и от него практически отказались. Или прямо противоположный пример: Facebook, который недавно дополнил "лайки" другими реакциями. То есть это управляемый процесс, поэтому трудно предсказать, что придет в голову разработчикам и куда их занесет коммерческая выгода. Одно очевидно: впервые на развитие коммуникаций так активно может влиять группа людей и программы, которые они создают. Брифинг Владимир Спиридонов, заведующий лабораторией когнитивных исследований факультета психологии РАНХиГС -- Интернет заменяет людям реальное общение. В повседневной жизни станет сложнее находить общий язык? -- Во-первых, в сетях тоже появляются способы кодирования эмоций. Эмодзи, например. Во-вторых, тут трудно понять, где причина, а где следствие. Возможно, Сеть действительно не дает сформироваться навыкам живого общения. Но вполне вероятно, что в сетевое общение активно погружаются как раз те люди, которым сложно наладить контакт с окружающими в обычной жизни. Соцсети дают другой уровень защищенности и анонимности. Источник: "КП" Наталья Клушина, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Интернет создал новые технологические условия для развития языка, он видоизменяет написание слов (например, хештеги), пренебрегает пунктуацией, но в то же время усложняет его эмотиконами. Интернет рождает новые жанры, например лонгриды, комменты. Я провела среди своих магистров лингвистический эксперимент: попросила один из очерков Шкловского дать в формате блога. В тексте сразу же появились фотографии, он оброс комментариями. И сразу стали понятны отличия традиционных и интернет-жанров. Источник: "Православие и мир" Иосиф Стернин, доктор филологических наук, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ Смайлики -- попытка придать общению эмоциональность, которой виртуальное письменное общение лишено. А улыбка одного живого человека другому -- нечто совсем другое, у нее другие функции. Виртуальное общение более свободно в отношении языка и, к сожалению, морали, там можно, прикрываясь анонимностью, практически безнаказанно хамить, оскорблять, материться. В личном общении так нельзя, и если человек в личном общении улыбается, то у нас совсем другое восприятие его, нежели если мы получим от него смайлик. Смайлик живую улыбку никогда не заменит. Источник: "Российская газета" Материал подготовил Кирилл Журенков

Мимика письма
© Журнал "Огонек"