Манифестациям недостает свободы
Совет Европы раскритиковал принятые Россией после акций 2012 года поправки к закону о митингах В докладе, обнародованном в пятницу комиссаром Совета Европы по правам человека Нилсом Муйжниексом, анализируются изменения, которые претерпела в 2012–2014 годах российская нормативно-правовая база, регулирующая публичные и массовые мероприятия. По мнению комиссара, правовые нормы следует пересмотреть таким образом, чтобы участники мирных демонстраций не подвергались «неадекватному силовому воздействию» и не подпадали под уголовную ответственность. Документ был подготовлен на основе данных, которые поступили в офис господина Муйжниекса в Страсбурге от российских правозащитников, юристов и неправительственных организаций. «Право на мирные собрания, закрепленное в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека, есть фундаментальное право и одна из основ демократического общества», — так начинается доклад, подготовленный Нилсом Муйжниексом. Он ссылается и на ст. 31 Конституции РФ, в которой также зафиксировано право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». За отправную точку и своеобразный эталон комиссар Совета Европы взял федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — закон о митингах), вступивший в силу 19 июня 2004 года. В целом он, по оценке Нилса Муйжниекса, соответствовал общепризнанным принципам и нормам международного права. Прежде всего документ позволял гражданам собираться практически в любом удобном для них месте и не подвергал их угрозе преследования. Кроме того, он исключал возможность отказа со стороны властей в проведении заранее запланированного публичного мероприятия. Такого понятия, как «получить разрешение», в законе не было, он лишь предписывал заранее — не раньше чем за 15 и не позже чем за 10 дней — уведомлять местную администрацию о времени и месте проведения митинга. Впрочем, уже тогда Европейская комиссия за демократию через право (так называемая Венецианская комиссия) подвергла критике это положение о предварительном уведомлении. Как отмечает Нилс Муйжниекс, ситуация с законодательством, регулирующим публичные мероприятия, стала стремительно меняться в России после выборов в Госдуму в декабре 2011 года. Их итоги вызвали стихийные акции протеста в российских городах, а непосредственным толчком к пересмотру властями Закона о митингах послужили события на Болотной площади 6 мая 2012 года: многие участники демонстрации оказались под следствием и получили тюремные сроки как «зачинщики массовых беспорядков». Федеральным законом от 8 июня 2012 года №65-ФЗ были внесены ужесточающие поправки как в закон о митингах, так и в непосредственно связанные с ними статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ. Образовавшийся между российским законодательством и международно принятыми нормами права разрыв расширился еще больше после вступления в силу 21 июля 2014 года очередного документа — федерального закона №258-ФЗ. Прежде всего эти нововведения закрепили, по сути, разрешительный порядок проведения мирных собраний — вместо предусмотренного Конституцией свободного уведомительного. Кроме того, субъекты России получили право запрещать проведение митингов там, где они «могут повлечь нарушение транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств». Органы исполнительной власти были наделены полномочиями самим определять места для проведения митингов. Права устраивать публичные мероприятия лишились определенные категории граждан — осужденные за преступления против общественной безопасности, а также лица, два раза или более привлекавшиеся к административной ответственности за административные правонарушения. Поправки к закону о митингах, как напоминает Нилс Муйжниекс, вводят градацию правонарушений. Штраф за самые безобидные из них предусмотрен в размере 10 тыс. руб. А если действия активистов причинят вред здоровью граждан или имуществу, он может составить 300 тыс. руб. Как сообщается в докладе комиссара Совета Европы, в марте и июне 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны состоялись несанкционированные, но при этом мирные акции протеста. В результате, напоминается в докладе, в Москве 26 марта (во время акции, организованной Фондом борьбы с коррупцией.— “Ъ”) были задержаны 1043 человека, а 12 июня (в День России.— “Ъ”) — 866. В Санкт-Петербурге в те же даты были задержаны соответственно 131 и 658 человек. В заключение Нилс Муйжниекс адресует российским административным и законодательным органам свои рекомендации. По его мнению, правовая база, регулирующая публичные мероприятия, должна быть тщательно пересмотрена с учетом мнений правозащитных организаций, высших судебных инстанций и представителей гражданского общества. Участники мирных демонстраций не должны подвергаться неадекватному силовому воздействию и арестам, подпадать под уголовную ответственность, а право на свободу собраний — необоснованно ограничиваться, считает комиссар Муйжниекс. Георгий Степанов