«Пока сегмент самиздата даже нельзя назвать рынком»
Олег Новиков, президент «Эксмо-АСТ» Почему самиздат практически не попадает в розницу и пока не интересен крупным российским компаниям, “Ъ” рассказал президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — За счет чего зарабатывают сервисы самиздата — услуг авторам или за счет продаж книг? — Единого мнения по этому поводу нет. Мы сейчас смотрим со стороны на этот рынок, пытаемся анализировать, но там больше вопросов, чем ответов, и поэтому, может быть, какие-то выводы покажутся спорными. Тем не менее я считаю, что пока сегмент самиздата даже нельзя назвать рынком, это больше социальный проект, который позволяет большому количеству людей публиковать свои рукописи для самореализации. О каких-то продажах читателю говорить пока тяжело, в основном модель бизнеса заключается в том, что авторы сами финансируют подготовку рукописи издания в электроном формате. Есть, конечно, исключения, и самый яркий пример это «Пятьдесят оттенков серого», которые вначале издавались на сервисах самиздата, а потом стали бестселлером,? но с тех пор таких примеров не было. — Со временем это может вырасти в бизнес-направление? — Это основной вопрос, который нас волнует, и однозначный ответ дать сложно. Мы пока не видим, может ли это приносить деньги, если пытаться зарабатывать не на авторах, а на издательском интересе. Наш ответ: скорее нет. — А почему? — В первую очередь вопрос в качестве продукции: наш опыт показывает, что молодым авторам нужен редактор, то есть без какой-то части издательского процесса они не могут обойтись. Влияет и отсутствие маркетинга. Безусловно, в самиздате могут появиться авторы, которые готовы спонсировать корректора, редактора и другие услуги, но тогда возникает вопрос, зачем идти в self-publishing, а не к издательствам. И к тому же процент таких авторов крайне небольшой, это скорее исключение. — У вас были примеры, когда авторы самиздата впоследствии заключали контракты с издательством? — Такие примеры есть. Их немного, но я уверен, что они будут и дальше. Мы сегодня отслеживаем популярность авторов самиздата и готовы с ними сотрудничать. То есть для нас это возможность расширения воронки для привлечения авторов в издательство. С этой точки зрения мы готовы поддерживать самиздат. Но с точки зрения бизнеса — пока скорее нет. — Печатный самиздат сейчас существует? — Это скорее рынок заказной литературы, корпоративных изданий ? скорее индивидуальные случаи. — То есть в розницу самиздат почти не попадает? — Практически никогда, потому что розница работает на увеличение конечных продаж и брать книги, которые не представляют интереса для реализации, им смысла нет. — Какая сейчас выручка самиздата? — На уровне статистической погрешности. — Ждать какой-то динамики? — Конечно, динамика есть, в том числе с точки зрения рукописей, число которых сейчас доходит до 15 тыс.? год назад их было в два или три раза меньше. И эта динамика будет подталкивать денежный рост. — Есть средние продажи по самиздату? — Думаю, это измеряется от одного до ста проданных экземпляров, хотя есть исключения. — О чем говорит то, что сейчас все больше компаний начинают заниматься самиздатом? — Мы самиздатом не занимаемся, «ЛитРес» все же отдельная бизнес-единица. Но для них это маркетинг, доступ к новой аудитории. Наиболее активно с самиздатом работает Amazon, но они поддерживают любые инициативы и издают все что можно. При этом Penguin Random House в прошлом году продали свой сервис самиздата инвестиционному фонду, не стали его самостоятельно развивать. — Самиздат нельзя рассматривать как драйвер рынка? — Потенциально он может быть драйвером, но очень незначительным, как LiveLib например. Сегодня и «ВКонтакте», и Facebook можно рассматривать как драйверы рынка, где люди обсуждают книги и привлекают к ним внимание. Для авторов это можно рассматривать как способ заявить о себе, как некую альтернативу для хорошей книги и хорошего автора пробиться. — Сервисы самиздата пока не составляют конкуренции малым и средним издательствам, не уводят авторов? — Пока нет. Мы, так или иначе, бизнес, и если мы не видим в таких сервисах работающую бизнес-модель, то значит, не видим от них и конкуренции. Интервью взяла Елизавета Макарова