Социально не придумаешь
Пермский бизнес стал чаще оказывать социальные услуги Последние три года в Пермском крае по нарастающей увеличивается число социальных предпринимателей. Большинство из них выбирают сферу оказания услуг в сфере дошкольного образования, растет доля тех, кто выбирает присмотр за пожилыми людьми. Некоторые из таких предпринимателей уже имеют собственные бренды. Эксперты говорят об уникальном опыте развития НКО в Пермском крае, работающих региональных программах и востребованности такого рода услуг. К концу года в реестр социальных предпринимателей Прикамья, который ведет созданный краевым правительством Пермский фонд развития предпринимательства (ПФРП), могут попасть до 600 чел. Как рассказывают в ПФРП, за два года число социальных предпринимателей выросло более чем в два раза: в 2015-м их было 250 чел., в 2016-м — уже 450. При этом доля субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), занятых в социальной сфере, остается ничтожно малой — менее 0,5% от общего числа предпринимателей. Всего, согласно данным Федеральной налоговой службы на 10 сентября 2017 года, в Пермском крае в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числятся 98 696 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В основном, ИП занимаются оптовой и розничной торговлей и ремонтом автотранспортных средств (свыше 40%). В целом по стране социальные предприниматели составляют 1% среди субъектов МСБ. В европейских странах этот показатель находится на уровне 3–3,5%. Бизнес vs благотворительность? «Социальное предпринимательство решает социальные задачи общества и, конечно, должно приносить прибыль. Это будет не сверхприбыль, но социальный бизнес должен быть финансово-устойчивым», — уверена заместитель директора НО «Пермский фонд развития предпринимательства» Ирина Леушканова. По ее словам, предпринимателям, будущим и действующим, есть куда развиваться, поскольку рынок социальных услуг находится в стадии формирования. Малый и средний бизнес в силу своей гибкости и мобильности всегда очень чутко реагирует на свободные ниши — где не полностью обеспечен спрос и есть возможность развития. «Пожалуй, самым популярным направлением у социальных предпринимателей является фактическое замещение государства в тех сферах, где оно традиционно присутствует: образование, здравоохранение, ветеринарные услуги и так далее, — рассказывает Ирина Леушканова. — Вторая ветка развития такого бизнеса — улучшение окружающей социальной среды, например, создание инклюзивных театров или контактных детских зоопарков. И, наконец, третий вид социального предпринимательства связан с приемом на работу людей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Как отмечает региональный представитель Фонда развития социальных проектов «Наше будущее» Ольга Трубина, социальных предпринимателей в России сегодня можно разделить на три категории. Во-первых, это специализированные предприятия, обеспечивающие работой лиц с ОВЗ. Во-вторых, некоммерческие и благотворительные организации — таких в России большинство. И, в-третьих, представители малого бизнеса, чья цель — решение социальных проблем. По ее мнению, социальное предпринимательство должно содержать оригинальную идею по решению той или иной проблемы. Яркий пример: социальный предприниматель в с. Покча (Чердынский район) Нина Маратканова, взявшая в концессию пустующее здание, организовала пансионат для пожилых людей. Во время пребывания пациент может пройти реабилитационные и оздоровительные программы, в зависимости от состояния здоровья. Благодаря проекту организовано 25 рабочих мест на село из 800 чел., а запись на пребывание в пансионате расписана на месяцы вперед. Еще один пример — проект «Инклюзивный лагерь „Дружный“» Дарьи Умпелевой, где комплексно решается проблема низкой социализации ребенка с ОВЗ. Общение со «здоровыми» сверстниками помогает научиться контактировать с обществом. Благодаря авторским методикам лагеря ребята с инвалидностью начинают лучше говорить, увереннее ходить, обслуживать себя и верить в свои возможности. «Лицо» пермского социального предпринимателя В 2013 году исследовательская группа «Циркон» по заказу Фонда «Наше будущее» проводила исследование, целью которого было выяснить возрастные и социальные особенности социального предпринимателя. Каких-либо специфических отличий от российских пермские социальные предприниматели не имеют. По словам Ольги Трубиной, в целом 64% российских социальных предпринимателей — женщины. Ярко выраженных возрастных особенностей у социальных бизнесменов нет. Хотя чаще всего в этот бизнес уходят представители среднего возраста — от 30 до 39 лет и от 40 до 49. Как правило, социальные предприниматели — люди семейные, 79% из них состоят в браке. Большинство (89%) воспитывают детей. Причем около двух третей детей еще не достигли совершеннолетия. Кстати, в рамках исследования обнаружилась еще одна интересная закономерность. Более половины респондентов признались, что активно вовлекают в свой бизнес своих детей и других родственников. По статистике, три из четырех социальных предпринимателей строят так называемый семейный бизнес. Стоит особенно отметить уровень образования социальных предпринимателей, выявленный в ходе исследования. 85% из них имеют высшее образование и, что важно, продолжают учиться в течение всей жизни: 90% социальных предпринимателей регулярно повышают свою квалификацию. Большинство социальных предпринимателей работают в сфере дошкольного образования. Об этом говорят как в Пермском фонде развития предпринимательства, так и Фонде «Наше будущее». В последние полтора года все более популярными стали услуги для пожилых людей, появляются частные реабилитационные центры. В профессиональном плане ряд пермских социальных предпринимателей уже имеют собственные бренды. Среди примеров — магазин детских вещей «Стало мало», первый детский досуговый центр в Перми «Аистенок». Еще один — школа образовательных центров, работающих по методике Монтессори «Мама Ки», по словам Ирины Леушкановой, готов выйти на оформление франшизы. «Франчайзинг — явление не столь распространенное. Примеры можно сосчитать по пальцам. Это следующая ступень развития. Нужно, чтобы проекты, которые сегодня начали работать, подросли, окрепли», — говорит госпожа Леушканова. По ее оценке, развития франчайзинга социальных проектов можно будет ждать не раньше, чем через два-три года. Общими усилиями В целом Пермский край принято относить к регионам-лидерам в развитии социального предпринимательства, власти которых уделяют этому большое внимание и создают инфраструктуру социальных проектов. Развитие социального предпринимательства — общий тренд, который испытали на себе регионы России. Особое внимание теме развития и продвижения социального предпринимательства в Пермском крае уделяется с 2009 года. Уже тогда сферы здравоохранения, образования, социальных услуг были определены правительством края как перспективные с точки зрения новых возможностей для малого бизнеса. Вехой в развитии социального предпринимательства в Прикамье стал 2012 год, когда была создана Некоммерческая организация «Пермский фонд развития предпринимательства». Ее учредителем является правительство Пермского края в лице министерства промышленности, торговли и социального предпринимательства. Как рассказывают в ПФРП, поначалу перед фондом стояла задача популяризации самой идеи социального предпринимательства. Непосредственно формирование активной предпринимательской среды посредством всевозможных воркшопов и социальных акций началось в 2015 году. С этого момента в Прикамье по заказу краевого минпромторга реализуется проект «Социальное предпринимательство». Его цель — «разработка и реализация эффективной системы мероприятий, направленных на развитие социального предпринимательства в муниципальных образованиях». Этапом этого проекта стало открытие в 2016 году на базе ПФРП Центра инноваций в социальной сфере. Аналогичные центры были созданы в других городах России, таких, например, как Нижний Новгород, Уфа, Пенза, Саранск. В регионах такие центры начали появляться по инициативе и поддержке Агентства стратегических инициатив. Создание в Перми Центра инноваций в социальной сфере гарантировало привлечение федеральных средств на развитие социальных проектов и социально ориентированных НКО. Сегодня объем финансирования мероприятий, реализуемых Центром инноваций в социальной сфере, относительно невелик — 2,272 млн руб. Как отмечает Ирина Леушканова, вектор, заданный федерацией для регионов, — это в большей степени не финансовые меры поддержки, а развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Центр инноваций в социальной сфере — сегодня это информационно-консультационная площадка, в рамках которой начинающие и действующие социальные предприниматели, а также социально ориентированные НКО могут получить бесплатные консультации и принять участие в образовательных мероприятиях. Пермский центр один из четырех (всего в субъектах РФ работает 11 центров), в которых реализовывается программа акселерации проектов в социальной сфере, так называемая «Школа социального предпринимательства». Квалифицированные тренеры, прошедшие обучение в области социального проектирования, опытные эксперты проводят обучение основам предпринимательской деятельности, особенностям социального проектирования и рассказывают о том, как использовать различные ресурсы для финансирования проектов. В 2016 году по итогам Школы было реализовано 13 проектов. В 2017-м Школа проводится не только в Перми, но и в Чайковском, Чусовом, Березниках. Ожидается, что в результате будет реализовано свыше 50 социальных бизнес-проектов. Инструменты финансовой поддержки Одна из центральных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, работающие в социальной сфере, — это сбор средств на развитие бизнеса. Помимо субсидий, которые выделяются правительством края, беспроцентные займы выдаются Фондом «Наше будущее». В этом году Агентством стратегических инициатив был создан Фонд поддержки социального предпринимательства, который, как предполагается, будет оказывать венчурное финансирование стартапов. Помимо этого, можно получить грантовую поддержку различных фондов. Собрать деньги на проект можно путем оформления заявки на сайте Planeta.ru, который представляет собой крупнейшую российскую краудфандинговую платформу, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов. К примеру, с помощью этого сервиса пермская общественная организация защитников животных «Островок надежды» собрала 335 тыс. руб. для строительства вольеров для собак. В последние два года к региональному проекту подключились представители крупного бизнеса. В частности, к проекту социального предпринимательства подключилось АО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК, в Пермском крае представлена Чусовским металлургическим комбинатом). В 2016 году ОМК совместно с краевым минпромторгом, ПФРП, администрацией Чусовского муниципального района и «Опорой России» реализовала конкурс «Начни свое дело». По итогам отбора было названо 20 лучших проектов-победителей, которые получат финансовую поддержку ОМК в 30–100 тыс. руб. Одним из победителей конкурса стал Антон Горохов с проектом «Запусти пластик в оборот». Его инициатива по раздельному сбору мусора также была поддержана краевым минпромторгом, который выделил субсидию в 850 тыс. руб. На презентации первых итогов проекта представители ОМК заявили, что социальный бизнес представляется им механизмом поддержки моногородов. Генеральный директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев отмечает позитивную тенденцию развития социального предпринимательства в регионе. «Ключевые две вещи. В Пермском крае адекватный и хорошо работающий фонд развития предпринимательства, который в целом прокачивает среду. Исходя из этого, в последние годы я вижу позитивную динамику. Если два года назад на мероприятия приходило двести человек, интересующихся проблематикой, то сейчас приходят эти же двести, но из них 130 — уже действующие предприниматели», — говорит эксперт. «Социальный предприниматель — штучный товар» Региональный представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Ольга Трубина — Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» стоит у истоков развития социального предпринимательства в России. Какие итоги за десять лет работы Фонда можно подвести? — Когда создавался Фонд, перед нами стояла задача найти инновационные пути, адаптировать западные практики для России. Мы исходили из определения социального предпринимательства как бизнеса, который смягчает или решает какую-то острую социальную проблему, но при этом извлекает из этого прибыль. Вагит Юсуфович Алекперов, учредитель Фонда «Наше будущее», мог бы свои личные денежные средства потратить на благотворительность. Но он решил вкладывать в то, что на Западе уже активно развивалось: в социальное предпринимательство, — и создал фонд. По мере того как Фонд развивался, мы искали инструменты поддержки, которые были бы интересны самим социальным предпринимателям. Социальный предприниматель — это «штучный» экземпляр. Он видит проблему, стремится ее решить, полностью или частично ее закрывает. Для нас социальные предприниматели — это люди с горящими глазами, которые могут придумать свою идею. Мы постоянно спрашивали их: «Чем вам помочь? Какая поддержка вам нужна?». Первые ответы, которые мы получили, были связаны с деньгами. Тогда появился такой продукт Фонда, как беспроцентный заем. Мы сознательно отказались от грантовой поддержки, поскольку предприниматель должен уметь зарабатывать деньги. Всего за десять лет работы Фондом было поддержано 183 проекта из 50 регионов страны, выдано займов на сумму 438,3 млн руб. Сейчас Фонд имеет 11 региональных представительств, в том числе в Пермском крае. Кроме того, Фонд не первый год сотрудничает с Пермским государственным национальным исследовательским университетом. В этом году было подписано соглашение о сотрудничестве с пермским филиалом Высшей школы экономики. — Сколько сейчас в Пермском крае социальных предпринимателей? И в каких отраслях они устраивают свой бизнес? — По нашим подсчетам, сейчас их около 320, в основном они работают в сфере дошкольного образования. Основная причина в том, что министерство образования активно субсидирует предпринимателей, работающих в данной сфере, закрывая проблему с местами в детских садах. На втором месте — услуги по уходу и присмотру за пожилыми людьми — очень активно растущий сегмент, который начал развиваться около полутора лет назад. Это тот случай, когда предприниматель видит, что есть спрос и что он может предоставить адекватное предложение. — Какую помощь начинающие или опытные социальные предприниматели могут получить в Фонде региональных социальных программ «Наше будущее»? — Сегодня можно смело сказать, что Фонд является лидером в сфере развития и популяризации социального предпринимательства. И это действительно так. Комплексная поддержка Фондом социальных предпринимателей включает финансовую поддержку в виде беспроцентных займов в рамках конкурса «Социальный предприниматель — 2017». В первый раз действующий бизнес может получить до 5 млн руб., второй — до 10 млн. Стартап может получить до 500 тыс. руб. Совершенно новый продукт — прямые инвестиции для крупных социальных предприятий, которые работают давно. Здесь заявка может быть от 10 млн руб. и выше. Фонд также реализует образовательные программы для начинающих и действующих предпринимателей в Лаборатории социального предпринимательства, предоставляя как платные, так и бесплатные курсы. Кроме того, уже несколько лет у нас действует проект «Больше чем покупка!», партнером которого выступает сеть АЗС «ЛУКОЙЛ». На ее заправках мы организовали специальные стенды для сбыта продукции социальных предпринимателей. Заключено также соглашение о сотрудничестве с рядом торговых сетей, в числе которых «Азбука вкуса», «Авоська» и «Твой дом». Ежегодно Фонд вручает премию «Импульс добра» за вклад в развитие социального предпринимательства. Нами также был создан портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство», на котором предприниматели могут узнать последние новости из этой сферы. — Чем Пермский край, на ваш взгляд, отличается от других регионов России в плане поддержки развития социального предпринимательства? — Я считаю, что для предпринимательства, развития бизнеса сегодня в Пермском крае делается очень многое. С точки зрения инфраструктуры особенно — доступна любая консультация. Это всевозможные мероприятия, которые проводятся как нашим Фондом, так и Пермским фондом развития предпринимательства. Это поддержка властей — как на уровне правительства края, так и муниципалитетов. В конце сентября, к примеру, в Перми проводилась Школа социального предпринимателя. В ноябре «Наше будущее» совместно с Пермским фондом развития предпринимательства по заказу Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края проводят краевой форум «Социальное предпринимательство: взгляд в будущее». Цена вопроса Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова Среди членов ТПП доля тех, кто работает в области социального предпринимательства, постепенно растет. Это связано с тем, что бизнес все чаще присматривается к новым для себя сферам. Моя позиция заключается в том, что социальное предпринимательство тоже может быть бизнесом. В этом нет ничего плохого. Целый ряд услуг, которые оказывает государство (и делает это не очень хорошо), значительно более качественно может оказывать частный бизнес. Это буквально все, что касается социальной сферы, будь то работа с инвалидами, престарелыми, несовершеннолетними преступниками. Любая из этих сфер может быть услугой, оказываемой бизнесом, при которой значительно легче выйти на более человеческий подход. Во-первых, когда возникает частный бизнес, у клиента появляется возможность выбрать. Если нам оказывает услугу государство, мы ничего не можем выбрать, даже если у государства несколько центров оказания помощи. Мы к ним приписаны по какому-либо признаку, например, территориальному. Как правило, права выбора у нас нет, по большому счету, даже по школе. Когда услугу оказывает частный бизнес, он развивается, возникает конкуренция, приводящая к тому, что люди соревнуются в качестве и цене. Конечно, все эти вещи должны контролироваться государством. Но по большому счету это очень правильный подход. В какой-то момент в Пермском крае было проведено сразу несколько экспериментов. И патронатные семьи, и семья для пожилого человека — положительный опыт сыграл свою роль. Это как на любом рынке: надо понимать потребность. У общества есть запрос на услуги, часть из них носит социальный характер, а значит, это и есть главное условие для того, чтобы развивалось соответствующее предложение. Валентина Ефремова